Корнеплоды раздора
Несколько темных, причудливой формы корнеплодов, отдаленно напоминающих картофелины, к которым порой даже опытная хозяйка не знает, как подступиться: экологическое обучение, курс православия в общеобразовательных школах, половое воспитание, основы военного дела... Да мало ли там еще чего!..
Что с этим добром делать, за полтора десятка лет ясности не прибавилось. Пока эти плоды преткновения так и болтаются в левой руке образования. Причин тому несколько. Одна из них: некогда сесть и почистить эти сложные, кое-где уже начинающие червить картофелины. Ведь правая рука ни на минуту не может остановиться, активно занимаясь решением более насущных, жизненных для образования проблем: апробация ЕГЭ, добывание денег, сохранение педагогического состава, капитальный и косметический ремонт школьных помещений...
Но говорить о том, что содержательная часть образования — второстепенная проблема, по крайней мере, неуместно в приличном обществе. Вот и пытаются то тут, то там субъекты Федерации остановиться на минутку, перевести дух и наконец разобраться с этими непростыми вопросами. Тем более что авоську эту постоянно тяготят сотни рук в виде общественного мнения, родительских требований и прочего. А так как единого федерального подхода к этим составляющим возможной будущей школьной программы нет, результат зачастую получается с «перебором». То изучение экологии доходит до того, что ученики начинают требовать от родителей организовать их спальные места «по фэн-шую». То узнаем, что в каком-нибудь регионе преподавание основ православия выливается в бездумный религиозный пафос, начисто лишенный исторического экскурса.
Так же не просто дается и проблема полового воспитания. Одно из самых больших белых пятен школьной программы имеет давние исторические корни. Закончив в 94-м году школу, я не застал в ней мифологический для меня курс «Этика и психология семейной жизни». Лишь в дневнике, в столбике оценок за четверти, видел, что такой предмет когда-то был. А соответствующая «горячая» тема в курсе биологии нашей учительницей была просто перелистнута с комментарием: «Сами дома прочтете». Но ведь надо учесть, что вопрос гораздо шире, чем необходимость просто зажмуриться и с пылающими щеками рассказать школьникам, откуда берутся дети.
Именно об этом наша сегодняшняя публикация, которой мы призываем наших читателей подумать не только о том, где ребенок должен узнавать «о пестиках и тычинках», но и о том, что проблема гораздо шире и многограннее.