Половое воспитание: без «пестиков и тычинок»
Стоит только вспомнить, что одной из функций школы помимо собственно обучения является и воспитание подрастающего поколения, как начинают подумывать о введении в программу дополнительных дисциплин. Скажем, одно время были довольно популярны разговоры о системе полового воспитания в школе. Правда, почему-то всю эту систему сводили к тому, как бы поделикатнее объяснить ученикам, откуда берутся дети. Тоже мне проблема. Уж что-что, а это они и так узнают, причем гораздо раньше, чем того хотелось бы взрослым. Но дело-то не в «тычинках и пестиках». Все гораздо глубже.
На мой взгляд, смысл полового воспитания должен заключаться в том, чтобы из мальчиков воспитать мужчин, из девочек — женщин. Настоящих. Кто-то, может быть, усмехнется в ответ. А кто-то и задумается. Ведь, если приглядеться, границы полов сейчас постепенно размываются. Скажете, естественный процесс? Но так ли это? И отчего так происходит?
Есть мнение или даже теория, о которой я впервые узнал из интервью с известным писателем Борисом Акуниным. В той или иной вариации эта идея получает все большую популярность: дескать, в каждом человеке присутствуют оба начала — и мужское, и женское. На заре цивилизации необходимо было жесткое разделение этих начал. Для того чтобы гоняться за мамонтами, нужны были самцы — сильные, смелые, выносливые. Нужны они были и позже, в эпоху античных войн, и еще позже — в эпоху великих географических открытий, освоения новых земель. В общем, во времена, когда все решали грубая сила и натиск. В наш же век победу сулят совсем иные качества — ум, воля, целеустремленность... В общем, качества без определенной половой принадлежности. И мужчины сейчас те, старого образца, уже не нужны. Они — вымирающий вид. А будущее — за существами этакого среднего рода. В общем, сглаживание различий между полами — это естественное следствие эволюции, развития человеческого общества.
Признаться, я являюсь большим поклонником творчества Акунина, но эти его утверждения воспринял в штыки. Видно, не тяну я на «человека будущего» и мужское самолюбие — этакий атавизм, если следовать его теории, — нет-нет, а дает о себе знать. По-моему, ничего хорошего в этой «половой уравниловке» нет. И не эволюция это, а деградация. Ведь утрачиваем мы постепенно такие понятия, как мужественность и женственность. Да, сугубо половые. Но кто мы без них?
«Не реви! Мужики не плачут!» — говорили в детстве мальчишке, расцарапавшему коленку. Или: «Терпи, казак, атаманом будешь». Что называется, с молоком матери впитывались и суждения о том, что мужчина не может поднять руку на женщину. Наоборот, он защитник — мамы, сестры, подруги. Страны... Именно отсюда, кстати, пошел праздник 23 Февраля. (Нынче-то он воспринимается чуть ли не как «наш ответ Чемберлену» на Международный женский день.) Мужчина должен держать слово — «Мужик сказал — мужик сделал!» Мужчина — глава семьи, надежда и опора. «За ним, как за каменной стеной»...
Вот оно — половое воспитание. Сначала в семье, в школе, потом — в армии. Мужчиной нужно стать. И БЫТЬ им. Мужик — это ведь не просто тот, кто бреется по утрам и носит брюки (которые, впрочем, давно уже перестали быть предметом сугубо мужского гардероба).
В современном же обществе это все куда-то уходит. С экрана телевизора и газетных полос смотрят на нас гламурные попсовые мальчики в обтягивающих маечках и джинсах с заниженной талией. Кто-то из участников сверхпопулярного «Дома-2» — здоровенный детина лет двадцати пяти — размазывая сопли по лицу, канючит что-то вроде: «Злые вы, уйду я от вас...» Про «меньшинства» и вовсе говорить не хочется. Где-то на уровне подсознания гомосексуализм воспринимается как противоположность мужественности...
Хм... Вот и ответ на собственный вопрос проклевывается. Воспитываемся-то мы всегда на реальных примерах. И вот они — примеры для нынешней молодежи, предлагаемые телевидением и «желтой» прессой. А школа, семья... Не секрет, что мужчины-учителя сегодня большая редкость. Да и в семье вопросами воспитания чаще заведует жена. Так что с самого младенчества мальчишек окружают и растят «по своему образу и подобию» женщины. Вольно или невольно.
Впрочем, что это я все о мальчишках? Процесс-то двусторонний. С одной стороны — все больше безвольных, инфантильных, а то и вовсе женоподобных «мальчиков». С другой... Курящих девиц сейчас, похоже, едва ли не больше, чем юношей. Перекуры на работе, зажигалки в карманах и запах табака перестали быть сугубо мужскими атрибутами. В алкоголизме и наркомании слабый пол тоже постепенно догоняет сильный. Никого сейчас не удивишь и рассказом о дискотечных драках с участием девчонок-подростков. В общем, перенимают девушки мужские черты. И, к сожалению, не самые лучшие.
Вот уже и в уголовном мире скоро начнем соперничать на равных. А ведь преступление, совершенное женщиной, воспринимается как вдвое большее зло. В одном из прошлых номеров «Советской Сибири», в рубрике «Что стряслось?», наткнулся на заметку об очередной «бытовухе». Казалось бы, обычный сценарий — коротали вечер за бутылкой водки, повздорили. Драка, несколько ударов ножом, труп. Все, как обычно, только вот участниками трагедии были... две женщины. И впечатление от прочитанного оказалось совсем иным.
Для девушек тоже существуют свои истины и принципы, веками остававшиеся незыблемыми. Но то же понятие девичьей чести в наш век «свободной любви» вызывает, пожалуй, только насмешку. Да и вообще, сигарета в зубах, разговоры «на матах» и совсем не девичья агрессия как-то не вяжутся с понятием «женственность».
В общем, процесс идет. А мы... Мы по природе своей народ очень созерцательный, и пока жареный петух куда-нибудь не клюнет — не пошевелимся. Но, может быть, уже пора что-то делать? Может, система полового воспитания в школе действительно нужна? Ведь развивается же сейчас система патриотического воспитания. Хотя патриотизм, на первый взгляд, тоже одна из таких вещей, которым не научишь. Дескать, это либо присуще обществу, либо нет. Но практика показывает, что стоило появиться соответствующим организациям, как потянулись в них мальчишки и девчонки, которым не безразличны наша страна, ее история, ее будущее. Так что, если грамотно подойти к делу, то и на уроки полового воспитания дети потянутся.
Впрочем, если уж говорить именно о системе полового воспитания, то соответствующие штрихи должны присутствовать и в программных дисциплинах: история, обществоведение, литература, трудовое воспитание. В общем, везде, где уместно приводить примеры для подражания. Школа в этом плане должна конкурировать с телевидением и «улицей». Иначе...
P.S.
Директор областного центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, кандидат психологических наук профессор Татьяна Леонидовна ЧЕПЕЛЬ:
— Мое профессиональное мнение на этот счет однозначно: необходимо воспитывать в мальчиках мужчин, а в девочках — женщин. Причем это воспитание не может исчерпываться простыми прозападными акциями, которые «с наскока» в принципе не могут решить проблему! Подход к решению должен быть комплексным и, безусловно, осуществляться профессионалами. Кроме того, точнее было бы назвать такое воспитание гендерным, а не «половым», коль скоро мы говорим о психологических и социальных ролях юношей и девушек. К тому же считаю, что такое обучение должно все-таки происходить раздельно: для мальчиков — свое, для девочек — свое. Слишком много в этом вопросе индивидуального, того, что при совместном преподавании рискует быть просто «распыленным».
А что думаете вы, уважаемые читатели? Ждем ваших откликов и высказываний на почтовый адрес редакции с пометкой «Педсовет» и по электронному адресу: nikita@sovsibir.ru