USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Осторожно с театром — он живой

К. ЗАНАДВОРОВ.



Примерно в середине 90-х годов в СМИ появились статьи с победными рапортами типа: «Наконец-то произведены капитальный ремонт и реставрация верхнего покрытия купола театра оперы и балета. Теперь ему не страшны никакие проливные дожди и снежные заносы, которые почему-то имеют привычку превращаться в потоки воды, проникающей внутрь и надкупольного пространства, и в само здание».

Однако чуть позднее наиболее полную информацию получил я, читая в «Вечернем Новосибирске» статью «Вихри над куполом». С авторами статьи давно знаком и у меня нет оснований не верить поднятым ими тревожным проблемам, касающимся буквально жизни или смерти уникального здания нашего театра.

С начала нового столетия часть местных СМИ постоянно информировала о том, что вот наконец-то с назначением госпожи И. В. Драчевской директором «Учреждения по строительству и реставрации объектов культуры Сибирского федерального округа» (не сразу-то и выговоришь!) наступило время, когда и средства появились, и привлечены лучшие силы специалистов для начала и окончания ремонтно-реставрационных работ на здании нашего оперного театра. Причем особо подчеркивалось, что приглашены специалисты сверхвысокого зарубежного и столичного класса.

Недавно в печати появилась информация, что в связи с проводившимся ремонтом здания утеряны многие экспонаты театрального музея, и в связи с этим музей как таковой перестал существовать. В этом музее были сконцентрированы все вехи зарождения театра и последующей деятельности его коллектива. Это были документы истории театра, а в определенной степени и нашего города...

Вспоминаю, как бережно пытались мы сохранить многие документы, обнаруживаемые в реконструируемых помещениях: афиши старых лет, фотографии, эскизы постановочных макетов и т. п. Все это, в том числе и копии документов по начавшемуся и ведущемуся капитальному ремонту, мы комплектовали и передавали руководителю театрального музея. Теперь же сообщают, что все это утеряно... Возникает извечный вопрос: «Кто виноват?»

СМИ почему-то приписывает лавры успешного проведения ремонтно-реставрационных работ только фирме «Моссиб», забывая отметить труд специалистов и руководителей разного уровня, которые начинали и вели эти работы в 80 — 90-х годах прошлого столетия?

О том, что по целому ряду параметров здание, оснащение сценическо-постановочного комплекса не удовлетворяют требованиям нормальной театральной деятельности, коллектив и руководство театра начали бить тревогу в первые годы работы.

«...Крупнейшее в Сибири театральное здание — Новосибирский театр оперы и балета — обладает плохой акустикой в значительной части главного зала...» — так начиналось в письме директора театра тов. Зельманова С. В. в Академию наук СССР, написанное в декабре 1952 года. Этим письмом руководство театра просило оказать помощь в решении вопросов улучшения акустики зрительного зала. Аналогичные письма в те годы были направлены в Академию архитектуры СССР, в Сибстрин, институт связи и в другие организации. Позднее начали появляться письма во все инстанции о неблагополучном состоянии здания театра.

Каких только комиссий не перебывало с тех пор в театре!
Было составлено бесчисленное количество актов и заключений, предложений, проектов.

По заключениям многочисленных авторитетных комиссий, проектных организаций и отдельных специалистов здание театра, инженерные коммуникации находились в аварийном состоянии.

Вот выдержки из некоторых документов тех лет:

«...Внутренние сети отопления, водопровода, канализации, электроснабжения имеют полный физический износ и подлежат замене. В отдельные дни бывает по 10 аварий на этих сетях...»

«...На протяжении многих лет энергетические инспекции требуют выноса трансформаторной подстанции из подвала жилой части театра (левое крыло)...»

«...Полностью изношена кровля всего здания, в том числе уникальная чешуйчатая кровля купола. В результате в здание театра постоянно проникают стоки воды, что может полностью разрушить деревянные конструкции купола, подвесных потолков и других частей здания...»

Из заключения пожарных служб города:

«...В неудовлетворительном состоянии находятся системы противопожарного обеспечения, пожарные службы города неоднократными предписаниями практически сняли с себя ответственность за противопожарное состояние театра...»

Это только некоторые выдержки из заключений специалистов. Все эти заключения заканчивались выводами, что дальнейшее промедление с подготовкой к капитальному ремонту театра и с незамедлительным его проведением может привести к серьезным авариям.

В конце 60-х годов началась разработка проекта реконструкции здания театра. В 1973 году московский институт «Гипротеатр» (был подчинен Министерству культуры СССР) такой проект выполнил, но из-за большой стоимости работ (свыше 7,5 миллиона рублей в ценах тех лет) проект не был утвержден.

В 1981 году (7августа) было принято решение Совета министров РСФСР о проведении капитального ремонта здания нашего театра. Согласно этому решению капитальный ремонт нужно было провести в 1984 — 1985 годах. Однако институт «Гипротеатр» сорвал все сроки выдачи рабочей проектно-сметной документации.

31 мая 1984 года Новосибирский облисполком вынужден был принять свое решение № 502 «О подготовке и проведении капитального ремонта здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета». Этим решением функции заказчика по капремонту театра были возложены на Новосибирский горисполком. 13 июня 1984 года Новосибирский горисполком принял решение № 271. Был создан оперативный штаб во главе с первым заместителем председателя горисполкома Али Халиловичем Алиджановым, утверждены мероприятия по подготовке к проведению капитального ремонта и реставрации здания театра. Заместителями начальника этого штаба были назначены: начальник УКСа горисполкома Николай Гаврилович Филатов и чуть позднее вторым заместителем — главный инженер театра К. А. Занадворов.

Даже предварительное знакомство с имеющейся в театре проектной документацией показало, что специалисты московского «Гипротеатра» не учли многих проблем.

Не было решений по капитальному ремонту всех подводящих наружных инженерных сетей с полной их заменой. Не рассмотрены проблемы с ремонтом или реставрацией театральной мебели и т. д. Да и некоторые виды оборудования явно устарели. По кровле купола, да и по другим кровлям ничего путного не предлагалось. Совершенно не было решений по внутренним интерьерам театра, по оформлению фасадов здания, не учитывались проблемы наружного благоустройства территории, а это имелись ввиду подходы к театру.

И, самое главное, не предусматривались затраты на комплексное предпроектное обследование всего здания, оснований и фундаментов и всех видов инженерных коммуникаций. Проект был явно сырой, разработанный наспех, но, к сожалению, утвержден во всех столичных инстанциях.

В январе 1985 года решением Новосибирского горисполкома функции генерального проектировщика официально были переданы институту «Новосибирскгражданпроект» (НГП). При НГП была сформирована группа проектировщиков, которую возглавили: главный инженер проекта (ГИП) Ирина Владимировна Козлова — руководитель группы (позднее — Георгий Куприянович Бородулин); главный архитектор проекта (ГАП) Геннадий Константинович Дергай и главный конструктор (ГК) Евгенья Александровна Балицкая. К рабочей группе от НГП были прикреплены на договорных началах: от Государственного проектного института «Гипромашпром» ГПИ — ГИП Евгений Владимирович Алексеев; от ГПИ «Электропроект» — ГИП Леонид Самойлович Куравский; от ГПИ «Спецавтоматика» — ГИП Валерий Филиппович Ахмылин.

Театр заключил договор с нашим Сибстрином, руководство которого закрепило для постоянной работы в театре своих специалистов для проведения исследований конструкций и оснований фундаментов всего здания (Пантелеева — кафедра железобетонных конструкций; Волков — кафедра металлоконструкций; Криворотов — кафедра оснований и фундаментов). «Гипротеатр» своим проектом предлагал сразу полную остановку всего театра на период ремонта. Мы не могли согласиться с этим и выработали принципиально другую схему капитального ремонта.

Было предложено сначала решить все вопросы с подводящими сетями инженерных коммуникаций. Только после этого приступать к работам непосредственно в здании театра.

Все здание театра разбили на несколько относительно самостоятельных зон. Определили, что начинать ремонт следует с жилой зоны — левого крыла. Вслед за этим крылом предлагалось остановить на ремонт правое крыло, переселив в отремонтированное левое крыло артистическое фойе и ряд других служб театра. Одновременно с правым крылом можно было останавливать на ремонт входную часть театра — главный вход с гардеробами и вестибюлем первого этажа, концертный и репетиционный залы на втором и третьем этажах. И лишь после этих ремонтов можно было останавливать на ремонт остальные помещения, расположенные по внешнему периметру здания и соединяющие уже отремонтированные части здания. А уж только после этого — останавливать на ремонт сценическую коробку и большой зрительный зал.

Ремонт кровель было решено вести совместно с ремонтом вышеназванных зон, купол с самой сложной кровлей решили ремонтировать в последнюю очередь вместе с ремонтом большого зрительного зала, предварительно закончив полное обследование фундаментов и конструкций, на которые опирается этот купол.

Эта, принципиально другая, схема ремонта была одобрена и принята к исполнению.

Вспоминая те годы, до сих пор убежден, что, если бы не настойчивость и высокий профессионализм руководителя штаба Али Халиловича Алиджанова, если бы не активная, порой даже жесткая, поддержка самых высоких партийных и советских руководителей города и области, трудно было бы нам сдвинуть с мертвой точки все проблемы с началом ремонта театра.

Нас очень даже здорово поддерживали и оказывали всяческую помощь: председатель Новосибирского облисполкома Владимир Анатольевич Боков, председатель горисполкома Владимир Павлович Чикинев, другие руководители города и области. Естественно, за этими руководителями постоянно чувствовалось пристальное внимание первого секретаря обкома партии Александра Павловича Филатова.

Плюс ко всему мы смогли организовать почти еженедельную, прямо скажу, прессинговую, работу всех местных СМИ на темы капитального ремонта театра. Организовали серию злободневных статей в газетах «Советская Сибирь», «Вечерний Новосибирск». В них у нас были «свои», довольно настойчивые и, я бы сказал, яркие журналисты: Слава Нечипуренко, Светлана Янова, Тамара Венцимерова и другие.

Напечатано было множество статей довольно солидных архитекторов, деятелей искусства, проникнутых любовью к нашему театру и тревогой за его будущее, за принятие немедленных мер, направленных на спасение уникального здания...

Ох, как не нравились некоторым руководителям и прочим деятелям это наше взаимодействие со средствами массовой информации!

Начиная с середины 1985 года практически еженедельно под руководством А. Х. Алиджанова проводились заседания штаба, на которых присутствовали самые высокие руководители области и города, строительных организаций, проектных институтов. Много раз собирались мы у главного архитектора города Германа Александровича Тюленина, где в присутствии других видных архитекторов города решались проблемные вопросы по капремонту помещений театра.

Ведение строительных работ было поручено управлениям «Главновосибирскстроя» (начальник — Яров, позднее — Францев) и «Сибакадемстроя» (начальник — Лыков) вместе с прикрепленными к ним субподрядными организациями.

Активное участие в этой работе принимали многие горожане. Так, только в реконструкции левого крыла в свободное от работы время приняло участие свыше 4 тысяч человек.

Ввиду неудовлетворительного финансирования со стороны центральных органов страны, руководству города и области в нарушение существовавших тогда законов приходилось решать вопросы финансирования за счет уменьшения средств на строительство жилья и объектов соцкультбыта: за счет этого сотни горожан недополучили долгожданные квартиры. Так, только, чтобы начать реконструкцию левого крыла здания, потребовалось переселить в новые дома свыше 90 семей, проживавших до этого в театре. Потребовалось изыскать помещения для переселения из здания театра коллективов оркестра филармонии (руководитель Арнольд Михайлович Кац), Союза сибирских композиторов, филиала института культуры.

Часть собственных средств на ремонтные работы в театре вынуждены были внести строительные и другие организации, предприятия-шефы.

К началу 90-х годов была выполнена замена всех подводящих инженерных сетей, значительной части внутренних сетей. Реконструированы левое и правое крыло, так называемая зона «А»; проведены другие ремонтно-восстановительные работы помещений, расположенных по периметру здания.

На волне перестроек начала девяностых годов прошлого столетия прекратилось финансирование, естественно, приостановлены работы...

Только после выделения необходимых средств появилась возможность продолжения и окончания работ по реконструкции и реставрации сценического комплекса и большого зрительного зала. В основном только эти виды работ и были выполнены фирмой «Моссиб». (Хотя СМИ утверждали, что эта фирма начинала и наконец-то успешно закончила все ремонтно-восстановительные работы?!)

Однако, на мой взгляд, проблемы со зданием театра решены не полностью и до сегодняшнего дня, что может привести к аварийным ситуациям, и довольно серьезным. К сожалению, не были доведены до конца многие вопросы исследования несущих конструкций здания, не решены вопросы надежной защиты этих конструкций.

Предполагаемое строительство подземных сооружений, так называемого «Бизнес-центра», вблизи здания театра может привести к непредсказуемым последствиям.

Так, еще в начале 80-х годов специалисты ЗапсибТИСИЗа и лаборатории строительного института определили, что под зданием театра значительное повышение уровня грунтовых вод стало возможным из-за довольно больших пустот, связанных с началом строительства метро. А это может привести к просадкам фундаментов. Новые, довольно значительные подземные пустоты могут привести к более значительному повышению этого уровня, что может оказаться крайне опасным для всего здания театра.

Проложенные свыше 20 лет назад наружные сети из стальных труб должны были быть защищены от блуждающих токов. Известно, что системы этой защиты есть, но они нe подключены. Один из главных источников блуждающих токов — трамвай — продолжает существовать в непосредственной близости театра. Нужен ли рядом со зданием театра трамвай? Может, достаточно метро и наземного транспорта?

Несмотря на победные рапорты, руководству театра, в первую очередь, и всем, кто искренне любит наш оперный храм, следовало бы принять срочные меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию уникального здания.

Считаю вполне обоснованным (далеко не ностальгическими!) справедливое удивление и нарекание многих горожан: «Почему мы стали так неуважительно относиться к нашим символам и памятникам?» Это же историческая память нашего города!

За этим кроется неуважительное отношение и к жителям, и гостям города.

Кому нужно было, образно говоря, «придавить» здание другого театра — «Красный факел» — (памятника архитектуры) путем строительства многоэтажного здания рядом с ним, на участке, где раньше был, хоть и небольшой, но очень уютный сквер?

Появилась информация о том, что по соседству с театром «Глобус» началось строительство еще одного многоэтажного торгово-развлекательного и офисного «Бизнес-центра». И снова без ведома жителей города.

Сколько же в центре города должно быть таких монстров-офисов торгово-развлекательного профиля? И причем обязательно в зоне деятельности театров...

И еще: нужен ли подземный двухэтажный торговый центр под фасадным сквером между оперным театром и площадью Ленина? В помещениях подземного торгового комплекса посетителей может оказаться значительно больше, чем на аншлаговом спектакле в оперном театре. Как их эвакуировать, не дай Бог, в случае ЧП?

Нужно ли уродовать уже исторически сложившийся сквер перед оперным театром (на относительно малом пятачке устраивать новые подъезды и входы-выходы, выводы вентиляционных систем, загрязняющих центральную часть города отработанными воздухом и газами, световые фонари, неизбежные места парковок для автотранспорта и т.п.)?

В настоящее время по улице Депутатской практически невозможно спокойно пройти мимо здания мэрии к оперному театру: этот участок улицы стал местом постоянного движении и парковки автотранспорта. А что будет после строительства «Бизнес-центра» и подземного торгового центра? Почему об этом молчат службы ГИБДД и МЧС? В одной из газет с удивлением прочитал я интервью с нынешним директором оперного театра, который с большим одобрением отозвался об идее возведения рядом с театром этого «Бизнес-центра».

Почти пять лет довелось мне принимать участие в больших и малых совещаниях, где решался крайне серьезный вопрос: «Как обеспечить привлечение зрителей на спектакли?» И это в условиях, когда жители и гости города не были избалованы местами культурно-развлекательного обслуживания. Когда усиленно работали партийные, комсомольские и профсоюзные органы, вплоть до административных, любыми путями пытавшиеся «охватить культурным досугом» особенно школьников, молодежь, да и остальных представителей всех слоев населения, гостей города. Недостаток зрителей — следовательно, значительное ухудшение финансового состояния, в какой-то мере, покрывавшееся дотационными подачками от Министерства культуры РСФСР (руководство театра постоянно, как говорят, «ходило с протянутой рукой»).

Сегодня — другое время. Дотаций выдавать никто не будет. Сверхсовременными трактовками переделываемых на новый лад классических оперных и балетных спектаклей (пусть это останется на совести руководства театра!) зрителей не привлечь. Слишком много иных способов проведения досуга: игровые автоматы, бары, рестораны, интернет, порядка 15 (и больше) программ телевидения; да и потребности у горожан, особенно молодежи, нынче несколько иные...

Основная масса потенциальных зрителей оперного театра, минуя его, уйдет в будущий торгово-развлекательный центр. Как будет в таком случае действовать директор театра, одобряющий возведение такого «конкурента»? Как он обеспечит наполнение залов зрителями и решит финансовые вопросы?

Меня лично удивляет молчание работников культуры города. Почему молчат театральные работники, бывшие руководители театра, управления культуры? Почему, несмотря на многочисленные обращения ветеранов Отечественной войны, заслуженных строителей и других жителей города, отмалчиваются руководители города и области, депутаты и другие представители общественности?

А ведь их молчание дает повод некоторым деятелям заявлять, что в наше время совсем никому не нужны «ностальгические потуги бывших...». Мы что, снова хотим все разрушить, а затем строить новый мир? Так это мы уже проходили. Ничего хорошего из разрушения не вышло!

Театр оперы и балета — гордость и символ нашего города. Он живой, и к его проблемам, на мой взгляд, следует относиться с должным уважением, принимать взвешенные и осторожные решения, чтобы не навредить.

Фотографии статьи
215-24.jpg