Укрощение строптивой
У городской власти возникла идея использовать силу реки. Переписка, споры, размышления, изыскательские работы продолжались до 1914 г. Строительство электростанции на Ине было поставлено под сомнение. В связи с Первой мировой войной и Октябрьской революцией проекту так и не суждено было осуществиться.
Изыскательские работы возобновились в годы Второй мировой войны, но уже на реке Оби, и в октябре 1945-го специально созданной государственной комиссией было определено место строительства Новосибирской ГЭС.
На первоначальном этапе следовало перекрыть русло Оби. Очень нелегко было покорить норовистую сибирскую реку, одну из крупнейших на планете. «Укрощение строптивой» — так можно охарактеризовать данную операцию. Обь недаром называют «сибирской Волгой»: в экономике Сибири она играет не меньшую роль, чем Волга для соответствующих областей центральной полосы России. Перекрывать реку летом — это означало бы перерезать жизненно важную транспортную магистраль, обслуживающую новосибирский промышленный узел, целинные земли Алтая и множество других важных участков. Чтобы не допустить перерыва в судоходстве на 2,5 месяца, русло Оби впервые в истории гидростроительства было намечено перекрыть в осенне-зимних условиях.
Схема операции складывалась постепенно, из девяти предложенных вариантов гидростроители выбрали самый оптимальный. Оставленный для прохождения судов проран шириной 150 м было решено перекрывать по специальной схеме с помощью наплавного понтонного моста длиной 59 м и трехпролетного ряжевого моста. Между ними оставалась свободная протока шириной более 40 м. Предполагалось засыпать ее с торцов обоих мостов, создать остров, а затем произвести одновременную отсыпку с ряжевого и понтонного мостов.
Под девизом «Мы покорим тебя, Обь!» в ночь на 25 октября 1956 года строители начали решающий штурм реки. С наведенного понтонного моста мощные самосвалы сбросили тысячи кубометров камня. К 10 часам утра на поверхности воды показались первые глыбы, а к полудню каменный остров поднялся на высоту моста. 27 октября обская вода через плотину вышла в главное русло. Но река и не думала сдаваться. Она готовила один «сюрприз» за другим. Утром 27 октября начался сильный штормовой ветер с дождем и снегом. Основной поток Оби прижимался к левому берегу, из-за чего наплавной мост деформировался. Вода просочилась сквозь ряжевую перемычку, отделяющую бетонную плотину от здания ГЭС, грозя затопить котлован.
Сила ее была настолько мощной, что буквально через несколько минут она вымыла из перемычки засыпанный грунт. Понтоны были затоплены, пролеты моста унесены потоком вниз по течению на несколько километров. Одновременно произошли еще две аварии. Через секционную перемычку вода проникла в котлован здания станции, и произошло короткое замыкание на ЛЭП, питавшей электроэнергией весь левый берег. Все погрузилось в темноту. На стройке объявили аварийное положение. Началось общее похолодание, температура воздуха понизилась до минус десяти градусов. Стали поговаривать о переносе перекрытия на более поздний период, однако расширенное совещание с участием представителей из Москвы приняло решение о возобновлении работ.
Строители продолжали действовать наперекор стихии. Более 100 часов продолжалась засыпка прорана, и, наконец, в воскресенье 4 ноября берега соединились: перекрытие, в результате которого образовалось искусственное водохранилище — Обское море, завершилось. Плотина протяженностью 5 км подняла воду в реке на 20 м выше обычного летнего уровня. Одиннадцать суток перекрытия были самыми трудными в истории строительства гидроузла.