Масштабность перемен
Он приехал на Новосибирское отделение дороги на заре электрификации, когда везде, кроме западного участка, еще были паровозы, а затем в короткий, по историческим меркам, период до 1963 года все отделение было переведено на электротягу.
— До того жили при керосиновых лампах, — говорит Иван Алексеевич. — А тут на станциях, на перегонах, в домах люди получили вдоволь электроэнергии. Хорошо помню закрытие электростанции в Чулыме, которая и так была маломощной, а теперь стала ненужной. А дальше все пошло своим чередом. Если говорить о станционном хозяйстве, то пятьдесят лет назад большинство стрелочных переводов были на ручном управлении, сейчас ни одного такого перевода на Новосибирском отделении нет, везде электрическая централизация, везде автоматика. Сидит дежурный и с одного места управляет работой всей станции. Хочу подчеркнуть, что большая заслуга в завершении перевода станций на электрическую централизацию принадлежит Алексею Ефимовичу Безденежному, ныне покойному. Мы его помним и память его чтим.
В путевом хозяйстве тоже много новаций. Когда-то путь лежал на песочном и гравийном балласте. Деревянные, порой даже не пропитанные, шпалы встречались. А сами рельсы были Р-43, сорок три килограмма метр. Теперь же - Р 75. Сейчас мощный балластный слой, железобетонные шпалы, имеется современнейшая техника по текущему содержанию пути, буквально нашпигованная автоматикой. Локомотивное хозяйство сделало шаг от паровоза до мощнейших электровозов, до высокоскоростных электричек, которые так нравятся сибирякам. Я вот говорил, что теперь почти нет стрелочников. И профессии грузчика почти не стало. Есть мощные краны и прекрасный грузовой двор. Я был активным строителем мультимодального грузового двора на Клещихе. В вагонном хозяйстве ушла в прошлое и профессия смазчика букс. Помню, еще застал двухосный вагон, а теперь их и в помине нет. На смену винтовой стяжке пришла автосцепка. Словом, перемены кругом, и глобальные.
Если говорить об энергетическом хозяйстве, то здесь от локомобильных электростанций сделан рывок до мощных тяговых подстанций, очень надежных. Увеличилась и постоянно растет надежность контактной сети. Повсюду внедряется автоматика. Взять станцию Инская, где совмещенные посты централизации, автоматизирован роспуск вагонов. Применяется современнейшая технология, и работают на ней очень молодые, но при этом очень грамотные люди. Начальнику станции Инская сейчас, не знаю, есть ли тридцать?! Раньше руководителем всегда был зрелый человек лет за сорок, под пятьдесят, прошедший большую жизненную школу, а сейчас все происходит быстрее. Вот и на Новосибирске-Главном сейчас тоже «у руля» молодые. Тридцать, тридцать с небольшим, а они уже руководят такими большими узлами. Помню, когда я только приехал сюда, у меня был заместитель, начальник электроподстанции, так у него образование было ноль классов, а он работал руководителем. При мне уже окончил начальные классы, получил свидетельство. Вот такой рывок сделала магистраль: от безграмотности к овладению передовыми мировыми технологиями.
И, конечно, главными действующими лицами этих преобразований были люди, замечательные, высокопрофессиональные руководители и простые труженики. Не могу не вспомнить сегодня человека, который внес большой личный вклад в электрификацию, начал с монтажника контактной сети, а затем 31 год возглавлял Новосибирскую дистанцию электроснабжения — Владимира Васильевича Лукьянчикова. А также Анатолия Ивановича Московских, Георгия Михайловича Ярмолюка, Владимира Ивановича Писарева, Юрия Константиновича Русанова. Замечательные люди, отдавшие знания, силы, опыт дороге: связист Алексей Ефимович Безденежный, путейцы Николай Петрович Чагин и Николай Михайлович Шабанов, локомотивщик, ныне покойный Михаил Мефодьевич Зеркаль, замечательный доктор, бывший главный врач нашей больницы Александр Александрович Толстокоров и многие, многие другие.