USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Просто у них такой характер

Наталья МАНТОРОВА. Фото Оксаны МАМЛИНОЙ.



В частности, на десерт: 12 минут рукопашного боя, который без крови никогда не обходится, традиционно завершают экзамен. А до того… Сколько наблюдаю за процессом, столько же задаюсь вопросом: из чего состоят эти люди? Ибо огнеупорность, ударостойкость и прочие «высокосортные» свойства нашей бренной белково-нуклеиновой оболочки все же имеют какой-то потолок. Однако народ, отважившийся (дело данное — сугубо добровольное) провернуть себя через эту бешеную мясорубку, похоже, абсолютно беспотолочный. Имеющий в основе себя некую странную субстанцию, словно бы склонную к перманентному самовоспроизводству при столь изничтожающе-губительном на нее воздействии. Что там?

Десятикилометровый марш- бросок с выполнением различных вводных: упал — отжался, противогазы надеть, по-пластунски страшную колею — сплошь из грязи — одолеть, озеро переплыть (желательно, не утонув), сквозь кусты и деревья пробраться, сколь плотным и раздирающим тебя строем они на пути ни стояли… При этом ты, как фура большегрузная, — снаряжен по полной программе: оружие, каска, бронежилет, иная атрибутика. Инструкторская бригада не спит — подстегивает бойца во всю мощь: «Ну, чего тормозишь? Вперрррред!!!» Непрестанно его обстреливая — холостыми, естественно, но жизнь и от этого медом не кажется.

Священник Дмитрий Полушин, заместитель руководителя епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами: «Конечно, эти испытания жестоки, иногда невозможно смотреть. Но... победи себя — и будешь непобедим! Ребята сами откровенно признаются, что тяжелее им даже не физически, а морально. Психологической нагрузки не выдерживают, поэтому сходят с дистанции. Когда вот эта бесконечная стрельба идет над головой, когда тебе кричат «Быстрее, быстрее!», а ты уже еле движешься — это ведь все рассчитано на то, чтобы испытать твою психику. Дать проявиться твердости духа. Но, с точки зрения православной церкви, Господь никогда не пошлет человеку испытаний больше, чем этот человек способен выдержать. Важно понять: если ты попал в ту или иную ситуацию, значит, ты сможешь в ней выстоять.
Главное — самому тебе не сломаться духом.
А Бог поможет. Бог спасает нас не без нас».

Подавляющее большинство испытуемых традиционно срезается на первом этапе, который фантастического самообладания и «железобетонности» требует безусловно. Да только этого недостаточно. Можно ведь в любой момент нарваться на «штрафной балл». Если ты, например, двигаясь в горизонтальном положении по колее, отстал от впереди ползущего больше, чем на предписанное расстояние, — получай! Легко потерять какой-нибудь элемент экипировки. Или вот классика жанра — забитый грязью противогаз, в котором проще задохнуться, чем спастись. Допустил такое? Все, на сегодня твой экзамен окончен. Также может отказать оружие. Особенно после того, как в воде с ним поплаваешь. «Но где выход? В зубах его тащить через озеро, что ли?» — сокрушаются неискушенные. Да хоть и в зубах... Главное, чтобы потом выстрелило! Ведь условия здесь — максимально приближенные к боевым, а кто тебе на войне это озеро осушит? Равно как и прочие поблажки предоставит…

«Выжившие» в марш-броске сразу (какая передышка? Бой идет!) отправляются на огненно-штурмовую полосу. Характер ее по-своему крут, препятствий она таит множество (подробнее мы об этом рассказывали в репортаже о предыдущем таком экзамене, который прошел в мае, см. № 105 от 1.06.2006 г.). И сил требует опять-таки зверских. А силы к тому времени изрядно — мягко говоря! — поиссякли. Но хочешь продолжать бой — шевелись. Кроме того, постарайся хоть сколько-нибудь, не сочтите за парадокс такую рекомендацию, остаться в своем уме. Чтобы, скажем, адекватно реагировать на команды. Отличать понятие «свой» от понятия «террорист», пускай последний тут условен. Элементарно соображать, в конце концов, где верх, где низ, не путая также ствол с прикладом и собственную голову с пятками брата по судьбе, пробегающего рядом. А что? Невольно о том забеспокоишься, глядя на них, по сути, уже автопилотируемых-зомбиобразных. Но продолжающих лезть на стены, прыгать в колодцы, прорываться сквозь огонь, стрелять по «врагу» и прочее, прочее.

Командир отряда «Ермак» полковник Василий Сёмин: «Обладатели краповых беретов — обыкновенные люди, ничем сверхъестественным они не отличаются. Просто есть у них большое желание служить — Отечеству, спецназу. Плюс моральный стержень, дух. Для того и проводятся испытания, чтобы этот дух укрепить, чтобы боец был готов выполнять любую задачу, в том числе за пределами «обычных» человеческих возможностей».

Выстоял? Теперь на спарринг. Со «свежим», вовсе не замученным и с ног не падающим инструктором. Которого через четыре минуты боя сменяет другой. Еще через четыре — третий... «Несправедливо так, — возмущается в толпе кто-то явно из гражданских, — пусть бы уже с одним бился...» Но в программе экзамена все пункты прописаны четко. Три соперника — значит три. Обязательно из числа самих «краповиков». Спроецировано все опять-таки на реальные боевые условия: кто знает, насколько подготовленным окажется тот противник, с коим, если что, в действительности придется драться? Может, он как раз троих будет стоить...

— Как после всего этого у ребят со здоровьем дело обстоит? — интересуюсь у подполковника Павла Пилипенко, заместителя командира отряда «Ермак» по работе с личным составом.

— Нормально! Свойства же организма у всех людей разные, кого-то пальцем ткни — уже синяк, другим вон как хорошо достается, — кивает в сторону спаррингующих, — и, в общем, ничего! А ребра, носы — все заживет.

— Слабо верится, что опасных для здоровья травм никогда не было...

— Это кажется, что инструктор совершенно беспощаден. Он, конечно, удары наносит нешуточные, но все — в пределах существующих правил рукопашного боя. Действует на самом деле достаточно аккуратно, обязательно технику безопасности соблюдает. Нарушение же правил может слишком дорого обойтись самому инструктору — вплоть до снятия с него крапового берета.

Испытать себя в этот раз на «краповом» экзамене отважился 41 боец – из отряда «Ермак» и других подразделений Сибирского округа ВВ МВД РФ. А до финиша дошли и получили заветный головной убор только восемь. Вот они: прапорщик Сергей Сухушин, младший сержант Владимир Тургаев, ефрейтор Валентин Лупак,рядовые Игорь Лаптев, Сергей Челтыгмашев, Макар Бельгаев, Семен Вахтин, Александр Кошкаров.


— Должно быть, страшней наказания нет...

— Вот именно. Это каждый понимает. И это — довольно мощный регулятор твоих действий.

С отстоявшими в схватке беседовать почти бессмысленно. Кажется, сознание потеряно — лишь некая неведомая сила продолжает удерживать их в вертикальном положении. И то не каждого — были случаи (в том числе на сей раз), когда парней после рукопашки просто уносили. Кидали коромыслом на плечо — и вперед! Нашатырь и свежая вода — глоток в себя, с пол-литра на голову — приводят некоторых в норму (относительную, разумеется) сразу же. Другим необходимо время. Многих разрывают эмоции: «Пацаны!!! — подчас несется по округе всей. — Я на краповый берет сдал!!! А-а-а-а-а...»

— Из чего-таки состоят эти люди? — с мучающим меня вопросом обращаюсь к майору Руслану Гарифуллину, начальнику разведки Ангарского полка, одному из инструкторов на экзамене.

— В основе основ — характер, воля. И здесь это все проявляется в таком сконцентрированном состоянии, практически на одном дыхании боец должен показать все, на что вообще человеческий организм способен.

— С ребятами вы обращаетесь на этапах довольно жестко — где-то можно скорости добавить путем подзатыльника, где-то шутку отвесить покрепче... А что на самом деле чувствуете по отношению к ним?

— Чувства — только братские. За ребят на самом деле переживаешь, поддерживаешь... Вот многие говорят, жестоко все это. Но в отношении противника гуманизма быть не может! Испытания же для того проводятся, чтобы людей научить с противником бороться, чтобы потом было проще справиться с любой ситуацией — и физически, и психологически. Конечно, в обычной жизни мы так между собой не общаемся. Но во время экзамена приходится — и такое отношение действительно поддает бойцу импульса. Представьте, если мы вдруг начнем их жалеть и гладить по головке, что будет? Сразу расслабятся и никуда не побегут. Так что все справедливо!


Пока верстался номер...
Вчера группа военнослужащих- контрактников отряда «Ермак» отбыла в длительную командировку на Северный Кавказ. «Едем на смену нашим братьям из Кемерово, — говорит полковник Сёмин. — Цели и задачи остаются прежними — обеспечивать спокойный сон мирных граждан. Возвращение планируется на август. А как настроены ребята?
Как всегда — отлично».
Удачи, земляки!