USD 109.5782 EUR 116.1410
 

«Уметь разбираться в машинах и людях»

Владимир ВАСИЛЕНКО. Фото Бориса МОСКВИНА.



С Евгением Михайловичем Рыдкиным, директором фирмы, мы встретились в его «штаб-квартире», где находятся бухгалтерия и диспетчерская служба. О работе и коллегах он рассказывал с удовольствием, а иногда и с нескрываемой гордостью.

— Это только кажется, что таксистом стать просто. Но иногда даже недостаточно быть профессиональным водителем, пусть даже с десятилетним стажем. Таксист обязательно должен быть стрессоустойчивым, должен уметь общаться с людьми, чувствовать их. Лучший показатель нашей работы — это когда клиент садится в машину хмурый, с плохим настроением, а заканчивает поездку уже с улыбкой. И это, кстати говоря, лучшая реклама для фирмы. У нас очень много клиентов, особенно корпоративных, появились благодаря рекомендациям других клиентов.

— А что вас сейчас больше всего волнует? Может быть, у такси существуют какие-то специфические проблемы?

— Да, есть такое... В первую очередь, конечно, озабочены обилием так называемых «огурцов» — нелегальных таксистов. Особенно много их появилось в последнее время, после отмены обязательного лицензирования. Сейчас, по сути, любой может нарисовать на боку своего авто «шашечки» и заниматься этим бизнесом. Почему это нас беспокоит? Дело даже не в конкуренции, а в профессиональной этике. Ведь сколько у нас случаев, когда из аэропорта привозят в город за несколько тысяч рублей, а то и просто обворовывают. А мы стремимся создать в городе цивилизованный рынок такси. Недавно мы по этому поводу организовали встречу в мэрии с участием господина Ксензова, начальника транспортного департамента. Сейчас вот готовим документы для создания ассоциации таксомоторных предприятий.

— И какие задачи ставите перед этой организацией?

— Это та организация, что позволит нам вести диалог с властью. Понятно же, что одиночных представителей бизнеса никто слушать не станет. А нам нужно, так сказать, пролоббировать наши интересы. Ведь получается, что такси вообще не входит в транспортную инфраструктуру города. Где вы видели, например, стоянки такси? Была одна в районе вокзала, да и ту давно убрали. В общем, в транспортной системе такси вообще не учитываются, есть только понятие «частный коммерческий извоз». Вот и занимаются власти автобусами, «маршрутками». А легковых такси, между прочим, в городе около двух тысяч. Это не считая нелегалов, конечно. Кстати, может быть, если навести порядок в этой сфере, то и их можно будет приструнить. Ведь, по сути, они занимаются незаконным предпринимательством.

Ну и кроме того, некоторые внутренние проблемы решать будет легче, внутренний контроль проводить. Ведь сейчас, например, если уличишь водителя в плохом обращении с клиентами или, не дай бог, в наркомании какой-нибудь, что происходит? Уволишь его — он просто-напросто идет в другую фирму. А так у нас будет возможность отслеживать такие случаи. Я ведь уже говорил — репутация в нашем деле очень много значит.

От обсуждения проблем снова вернулись к теме «человеческого фактора».

— У нас действительно кадры решают все, — говорит Евгений Михайлович. — И, когда возникает необходимость найти нового человека, поиски, бывает, затягиваются. Вот диспетчера не можем найти уже месяца полтора. К ним тоже требования особые...

Заглядываю в диспетчерскую. Три девушки, перед каждой — компьютер, телефон, рация. Переговоры не умолкают ни на минуту. Втроем они следят за перемещением семидесяти с лишним машин.

Одну из девушек — Лену — удается ненадолго отвлечь на «перекур».

— Работа, конечно, специфичная, — делится она впечатлениями. — Новичку вообще трудно бывает приспособиться. Нужны постоянное внимание, сосредоточенность, доброжелательность к людям. Даже голос нужен особый — который по телефону и по рации звучит приятно. Техника же искажает голос.

— Ну а с водителями общаться как? Легко?

— Всякое, конечно, бывает. У каждого же свой характер, да и настроение разное бывает. И вообще много разных вещей на работу влияет. Погодные условия, время года, время суток. Даже то, как давно была зарплата, — улыбается Лена. — Но я-то уже давно здесь работаю, с момента создания фирмы, так что для меня все наши водители — члены семьи. Мы все вместе — одна команда.

Удалось поговорить и с одним из водителей, зашедшим ненадолго в офис. Представился он Валерой.

— Вот мы тут с Евгением Михайловичем беседовали. Он говорит, что стать водителем такси не так-то просто, особые качества нужны. Вы-то сами как в таксисты попали?

— Ну, здесь простая житейская история. Возникла такая ситуация, что остался без работы. Просматривал объявления в газете... Прочитал про работу в такси. Дай, думаю, попробую, а там, может, что другое подвернется. И вот уже четвертый год за рулем.

А насчет качеств... Ну, понятно, что водительские навыки. Еще терпение, умение с людьми общаться. Здесь к каждому свой подход нужен. Надо почувствовать, что человеку надо. Кто-то молчаливый, кто-то, наоборот, хочет поговорить, кого-то тревожит что-то. Надо суметь это все уловить. Так что каждый таксист — немножко психолог. Ну и еще, наверное, нужно быть немножко бродягой по натуре — любить путешествовать, с людьми встречаться. Смены ведь у нас — по двенадцать часов.

— Какие-нибудь неординарные случаи бывают? Может, что-то забавное припомните?

— О, смешных случаев, конечно, много происходит. Но, наверное, не стоит рассказывать — вдруг кто-то себя узнает, обидится... Но вообще всякое бывает. Иногда с пассажиром подружиться успеваешь и потом еще встречаешься. У нас у многих — свои постоянные клиенты. Вот недавно несколько таких клиентов собрались вместе и поздравили меня с днем рождения. Неожиданно было и приятно очень.

А как-то раз один знакомый вызвал такси. В машину расстроенный сел — с женой поссорился. Порывался с горя поехать куда-нибудь напиться. Я ему говорю: да зачем тебе это? Давай съездим цветов купим. Ты поднимешься в квартиру, я тебя пять минут подожду. Если ничего не получится — поедем, куда собирался. Он подумал, подумал... Согласился. Поднялся в квартиру с цветами. Две минуты не прошло — дает мне отмашку. Езжай, мол. Помирились.

— Ну а опасные моменты бывают? Особенно в ночное время...

— Бывало, конечно. У нас на этот счет код специальный предусмотрен, так что в течение нескольких минут кто-нибудь из ребят — кто поблизости окажется — успевает подъехать, помочь. Но последний раз это года полтора назад было. Сейчас люди вообще как-то добрее стали, что ли. Более общительные, более раскрепощенные. Нет той озлобленности всеобщей, которая была лет пять-шесть назад.

— А кто в основном пользуется вашими услугами? Наверное, приезжие?

— Не только. Очень многие на самом деле. Тут опять же зависит от конкретных условий. От времени суток, например. По ночам в основном молодежь ездит, отдыхает, развлекается. Маршруты соответствующие — к клубам, кафе и обратно. Предприниматели довольно часто пользуются. Ну а разовые ситуации, когда мы можем понадобиться, наверное, у любого могут возникнуть. Ну а мы всегда наготове.

Фотографии статьи
211-23.jpg
211-22.jpg