USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Главное — знать свое дело, любить его и уметь принимать решения

Елена КОСТИНА.



Как Западно-Сибирской дороге на протяжении многих лет удается быть в числе передовых на сети дорог? В чем секрет успеха? Что ветераны думают о сегодняшнем дне магистрали и о дне будущем? Вот что нам интересно.

Сегодня гость нашей редакции — председатель совета ветеранов войны и труда Западно-Сибирской железной дороги Петр Филиппович МЫСИК.

— Петр Филиппович, вы сами с железной дорогой связаны уже пятьдесят семь лет. То есть более половины ее стодесятилетней истории проходило на ваших глазах, точнее, при вашем непосредственном участии. Что значит лично для вас эта весомая дата?

— Времена бывали разные, но люди моего поколения всегда были единым целым с магистралью, жили ее проблемами, радовались ее успехам. Сейчас некоторые сограждане те годы называют застойными, черными в истории страны, но мы так не считали и не считаем. Для нас на первом плане всегда была работа. День ли, ночь ли, часто без выходных люди трудились и не роптали, потому что знали, что от их труда зависит деятельность не только самой железной дороги, но и сотен предприятий, тесно связанных с ней.

Это было очень напряженное, сложное, но и прекрасное время. Мы умели не только работать, но и отдыхать. По-настоящему! Искренне, душевно… В чем-то официальные праздники, возможно, были заформализованными (но это и сейчас есть, хоть идеология в стране другая), а в целом атмосфера была очень хорошей. Особенно когда на таких мероприятиях отмечались трудовые заслуги людей. Тех, кто работает рядом с тобой, у кого ты учился. А потом уже, спустя годы, и чествование тех, кого ты сам научил чему-то важному в профессии. И это особая, ни с чем не сравнимая радость. Этих страниц не вычеркнешь ни из нашей жизни, ни из нашей памяти.

— Железная дорога — динамичная отрасль. На ней постоянно происходят какие-то преобразования, внедрения... Тяжело жить «в эпоху перемен»?

— К этим переменам привыкаешь, поскольку понимаешь их смысл. На моих глазах железнодорожный транспорт сильно изменился. В институте мы изучали, к примеру, средства сигнализации и связи, которые сегодняшним студентам покажутся допотопными — жезловую систему, полуавтоматику… Хоть я пришел на дорогу после института в начале пятидесятых, но последствия войны еще сказывались. Рельсы были разных типов, не хватало шпал, балласта дренирующего, да много чего не хватало. Вагоны были на винтовой стяжке. Постепенно все стало меняться. Появились новые мощные рельсы. Асбестовый балласт, щебень. Не стало такого дефицита в шпалах. Двухосные вагоны постепенно заменялись четырехосными. Вместо винтового сцепления вагонов появилась автосцепка. Менялась система автоматических тормозов в поездах. Главное, менялась технология перевозочного процесса. Мы переходили с паровозной тяги на электровозную и тепловозную.

Даже внешне менялись локомотивы. Правда, надо заметить, что в дальнейшем они менялись мало, и сегодняшний подвижной состав в основной массе — это локомотивы, выпущенные еще в советское время. Многие из них уже выработали свой ресурс. Поэтому сегодня много говорится об изношенности основных средств — путей, локомотивов, вагонов. Надо их менять. А менять в нынешних условиях сложно. К сожалению, был такой период, когда все подвергалось разрушению, и не только на железной дороге, а в целом в экономике страны. Не хватало средств, стояли заводы, была разрушена система взаимоотношений между производителями и потребителями. Сегодня ситуация иная, но последствия еще сказываются.

— Каково чувствовать себя участником этих грандиозных перемен?

— Дело в том, что мы все очень взаимосвязаны, и сказать, что кто-то мог индивидуально что-то весомое сделать, было бы преувеличением. От одного человека мало что зависит. Мы решаем общую задачу — перевозки. И в этом процессе участвуют все. Не может дорога нормально работать, если путь не в порядке или вагоны не отремонтированы, или локомотивы не исправны. И в то же время, конечно, на дороге во все времена были выдающиеся люди. Кто не знает имени Лунина или Шолкина?! Я лично с ними не был знаком. Но на моей памяти были такие яркие личности, как Петр Федорович Кривонос. С ним я встречался трижды. Один раз (я тогда уже был главным инженером дороги) бывал в его рабочем кабинете в Киеве, когда он возглавлял Юго-Западную дорогу. Петр Федорович с большой теплотой вспоминал короткий период в военные годы, когда он руководил Томской железной дорогой, подчеркивал самоотверженность, порядочность сибиряков, верность данному слову. И мне приятно было это слышать о своих земляках. Это было искренне.

Как не сказать о начальнике дороги Николае Порфирьевиче Никольском, Герое Социалистического Труда. Он лет восемнадцать руководил дорогой, при нем и происходили главные перемены. Интеллигентный, технически грамотный. Я бы сказал, и при этом удивительно человечный человек. То есть умеющий работать с людьми. Никто не скажет, что он был добренький. Строгий. Умел спросить. Но умел и поговорить по душам, выслушать человека, проникнуться чужими проблемами. С Иваном Ефимовичем Трубниковым, кроме всего прочего, у нас были и дружеские отношения. Сейчас в Новосибирске есть площадь им. Трубникова и доска мемориальная на доме, где он жил. А мемориальная доска в память Никольского — на здании управления дороги.

Дорога помнит своих героев, и не только начальников. Я с удовольствием называю имена и крупных руководителей, и рядовых тружеников, с которыми сводила судьба, с которыми приятно было совместно работать, учиться у них. Вот, например, поездной диспетчер Петр Семенович Енин.

— В этом году в память о нем открыли мемориальную доску на здании Новосибирского отделения дороги…

— Совершенно верно. Из этой же славной плеяды Евгений Павлович Давыдок, Михаил Иванович Карманов, Мухтар Кохаров — составитель поездов на станции Новосибирск-Главный, Николай Федорович Бублай — машинист-инструктор локомотивного депо Новосибирск, и многие другие. А разве забудешь знаменитого путейца Павла Трофимовича Семешко! Он по возрасту годился мне в отцы и многому меня научил. Теперь его имя присвоено Новосибирской дистанции пути, и это правильно. И таких людей десятки тысяч. Их даже перечислить невозможно.

— Петр Филиппович, вам пришлось много работать на руководящих постах. Каковы, на ваш взгляд, основные черты хорошего руководителя?

— Он должен любить свое дело, это во-первых. Во-вторых, знать его. И в-третьих, уметь принимать решение. Не ждать указаний, согласований сверху, потому что иногда промедление недопустимо, а уметь взять ответственность на себя. Все руководители работают на грани фола, если выразиться по-спортивному. Порой решение, которое тебе необходимо принять, выходит за установленные нормы и правила. Но оно должно быть принято.

Вы наверняка не раз слышали крылатые выражения, что железная дорога — это государство в государстве, что по пассажирским поездам часы можно проверять. Для обычных людей эти фразы были крылатыми выражениями и ничем больше. А для нас это были принципы, которым необходимо было соответствовать. Тяжело, не скрою. Потому что каждый день своим постоянным трудом нужно было доказывать это. В том числе — принимать решения, предпринимать какие-то меры, чтобы действительно и график соблюдался, и безопасность была на высоте... Мне очень нравится другое крылатое выражение: железнодорожник — это не просто профессия, а образ жизни. Постоянно — и в праздники, и в будни, и днем, и ночью идут поезда, а значит, работают люди, которые это движение обеспечивают.

— Почему наша магистраль на всех этапах своего развития была и остается в лидерах?

— Исторически так сложилось, что этот участок всегда испытывал напряжение в работе, не хватало, как в простонародье говорят, мощности, а мы это называем — не хватало пропускных способностей. Магистраль пролегает по тем местам, где активно росла и развивалась промышленность. Скажем, через Барнаул идет ответвление на Турксиб, то есть это связь со Средней Азией. Затем Кузбасс с его угольными бассейнами, а в дальнейшем и громадными металлургическими заводами. С Урала возили руду в Новокузнецк, а отсюда возили на Урал коксующиеся угли. Сама идея развития этого региона была завязана на нашей дороге.

Чтобы не отставать от жизни и не быть тормозом в развитии промышленности и сельского хозяйства, всегда надо было динамично развиваться. И выработался такой стиль в работе. Мы работали в постоянном напряжении, и все равно постоянно не хватало пропускных, провозных способностей. Приходилось самоотверженно трудиться всем, внедрять новую технику, технологии.

Наши технологии часто опережали другие дороги. Мы сегодня много говорим об устойчивых крылатых выражениях, так вот оно было очень популярно, и сейчас люди его еще помнят: Западно-Сибирскую называли лабораторией передового опыта. Нам приятно было это слышать и читать о себе, конечно. Но, с другой стороны, стыдно было бы не соответствовать высокому званию. Так что приходилось постоянно поддерживать высокую марку.

— Петр Филиппович, насколько оптимистично вы смотрите в завтрашний день магистрали?

— Я хочу сказать, что сегодня железная дорога очень отличается от той, на которой довелось работать нам. Появились новая техника, новые технологии, в частности — информационные, о которых мы и не мечтали. Специалисты сегодня знают значительно больше, чем мы, их и учат совсем по-другому. Мы по-доброму завидуем и рады, что произошел такой рывок в технологиях. Нам нравится, что на этой технике, с этими технологиями работают наши дети и внуки. Главное, что внушает уверенность в будущем магистрали, это то, что нынешняя молодежь — и руководители всех рангов, и исполнители — достойно ведут дело. Это не значит, что нет никаких проблем, что все гладко и хорошо. Недостатков много, но нынешнее руководство их видит и с ними целенаправленно борется. Но сам по себе уровень знаний и технологий сегодня очень высокий. Реформа идет не просто, не гладко. Конечно, есть какие-то тревоги, какие-то сомнения. Нам, ветеранам, хочется надеяться, что все структурные перемены во благо и будут способствовать развитию железнодорожного транспорта. Он и сегодня — связующее звено всей экономики страны.

Мы, пенсионеры, гордимся тем, что дорога и сегодня в числе передовых. По мере своих сил стараемся способствовать этому, и нам очень приятно, что наш опыт, наши знания востребованы. В канун 110-летия Транссиба хочу от души поздравить всех ветеранов и сегодняшних тружеников магистрали, руководство дороги с праздником и пожелать всем здоровья, счастья и успехов.

— Уважаемый Петр Филиппович, мы поздравляем вас с этой замечательной датой. Желаем вам долголетия, семейного благополучия и успеха в вашей ветеранской работе, ведь вы и сегодня полноправный труженик знаменитого Транссиба.

На снимке: Петр Филиппович Мысик.