USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Попросить о сокровенном

Елена КОСТИНА. Фото автора.



Как мы упоминали в предыдущем репортаже, одна из главных святынь монастыря — пещера, где согласно преданию пророк Илия прятался от гнева царя Ахава и царицы Иезавели, которых он упрекнул в отступничестве от веры истинной и поклонении идолу Ваалу и потому вынужден был бежать из родной земли.

Пророк пил воду из потока Хариф (это в современном звучании название потока скорее звучит как Хариф, а в Ветхом завете он именуется Хораф) и питался пищей, которую ему приносил ворон. В Ветхом завете, в Третьей Книге царств, об этом рассказывается так:

«И сказал Илия, Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя. Разве только по моему слову.

И было к нему слово Господне: «Поди отсюда и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить. А воронам Я повелел кормить тебя там».

И пошел он. И сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана.

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.

По прошествии некоторого времени этот поток высох; ибо не было дождя на земле...»

Поклонники творчества Пауло Коэльо, конечно же, помнят, что одного из своих самых знаменитых литературных героев воля писателя поместила в те же обстоятельства и наделила той же судьбой. Впрочем, если мы начнем вспоминать все романы, построенные на интерпретации библейских сюжетов, то для них не хватит места на газетном листе. Да и вряд ли даже самая лучшая из этих книг хоть в чем-то мудрее самой Библии.

Когда настала засуха и ручей высох, Бог повелел пророку идти в языческий город Сарепта Сидонская к одной бедной вдове и жить у нее. У этой вдовы оставалась только одна горсть муки и немного масла. Придя в Сарепту, Илия повелел ей испечь для него лепешку и обещал, что мука и масло не будут убывать, пока не даст господь дождя на землю. Так и было. А когда у вдовы умер единственный сын, пророк Илия трижды помолился над ним Богу, и мальчик ожил. Как и было сказано, засуха продолжалась три с половиной года, по истечении которых пророк снова пришел к Ахаву и предложил ему собрать израильский народ на горе Кармил. Обратившись к народу, Илия сказал: «Довольно вам быть в нечестии. Познайте истинного Бога. Давайте принесем жертву: вы — Ваалу, а я — Господу Богу, но огня не будем подкладывать. Кто пошлет с неба огонь на жертву, тот и есть истинный Бог».

Как ни просили жрецы Ваала, ответа не было. Но лишь Илия обратился с молитвой к Господу, как сошел с неба огонь Господень и опалил не только дрова и жертву, но и уничтожил воду, наполнявшую ров, и камни, из которых был сложен жертвенник...

В этой же самой пещере согласно преданию Иоакиму, молившему Господа о даровании ему и его жене Анне ребенка, было чудесное явление ангела. Как вы, вероятно, знаете, бездетного Иоакима священник выгнал из иерусалимского храма, отказавшись принять из его рук жертву, полагая, что Бог прогневался на него за многочисленные грехи.

Иоаким был потомком царя Давида и жил с женой своей Анной в галилейском городе Назарете. Оба они были люди благочестивые и известные не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. И дали обет: если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

В то время каждый иудей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый иудей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос.

Иоаким ушел в пустыню, в эту самую пещеру, и стал молить Господа о ребенке. Ему явился ангел и сообщил, что ему следует идти в Иерусалим к золотым воротам, где, встретив жену, передать ей радостную весть о том, что вскоре у них родится дочь Мария. И это будет не простой ребенок, а будущая Богородица.

Мы еще побываем в Иерусалиме, в доме, где жили праведные Иоаким и Анна, увидим украшенное цветами и лампадами место в углу одной из комнат, где Богородица появилась на свет. Побываем в Назарете, попьем воды у источника, где Марии явился архангел Гавриил с благой вестью. А пока вслед за батюшками мы поднялись в чудесную пещеру, чтобы каждый мог помолиться и попросить Господа о чем-то своем, сокровенном. Предание гласит, о чем ни попросишь здесь, обязательно Господь тебе даст.

Пещера темная, с низким каменным сводом. Огромные каменные глыбы, сглаженные то ли временем, то ли человеческими руками, почти черные. Такие же массивные и гладкие, с редкими острыми выступами стены; и в самой глубине, там, где солнечный свет, если не зажечь свечу, совсем уступает место мраку, смутно видны несколько старинных икон.

Все кажется мелким и суетным. Чего мы жаждем? Спасения души. Хочется, чтобы родители были здоровы и жили долго, чтобы дети наши жили счастливо. Не от нас ли самих, не от нашего ли образа мыслей и жизни во многом зависит это? Так о чем же просить Господа, чтобы просьба твоя не была мелкой и глупой? Эти мысли, вероятно, посещают каждого паломника, а не только меня, человека неопытного. Некоторые из моих спутниц привезли с собой не только свои записочки, но и просьбы от родных, знакомых, соседей, оставляли эти послания и фотографии у чудотворных икон и в таких вот чудесных местах.
Как и в других монастырях, мы увидели здесь нетленные мощи монахов, убитых в 1614 году во время нашествия персов. Мы ходили по узкому коридору монастыря, по его укрытым полумраком, но таким величественным храмам и пытались себе представить, что когда-то здесь была огромная лавра, где жили тысячи монахов. Разве это возможно? Таким компактным и даже маленьким кажется монастырь гостю.

Здесь также находятся мощи святого Иоанна-румына. Он бежал из своей страны в 1930 году, когда там стали вводить новый стиль. Жил долгие годы отшельником в пещере и преставился в шестидесятом году. Можно сказать, что он был нашим современником. Подвижники были и есть во все времена.

Перед отбытием нашей паломнической группы один из четырех греческих монахов, живущих в монастыре, вынес свои вещи и раздал их паломникам из нашей группы — кому будильник, кому еще какие-то простые вещи из своего обихода. Быть может, желал освободиться от всего суетного, но хотел, чтобы вещи продолжали служить людям, и передал их в хорошие руки. Быть может, оставлял память о себе. Мы можем только предполагать...

Монахи попросили батюшек послужить, и отец Владимир, отец Филипп, отец Димитрий, отец Евгений с радостью откликнулись на эту просьбу. Как же чудесно звучали их голоса под сводами старинного храма!

Очень не хотелось каждому из нас покидать это место, но ничего не поделаешь, времени у паломника мало, а святых мест, которые хочется посетить, так много, что приходится делать над собой усилие и снова трогаться в путь, оставляя за спиной место, где осталась частица твоей души.

Обратный путь был не менее тяжел, а на душе было светло. И немного грустно.

Продолжение следует.

Фотографии статьи
211-30.jpg
211-29.jpg
211-28.jpg
211-27.jpg
211-26.jpg