USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Понять тенденции рынка

Виктория БЕЛЕНКО



И невеселый, опрокидывающий с небес на землю — у Марины Бабицкой, начальника отдела программ занятости, комплексного анализа и мониторинга рынка труда регионов Сибирского федерального округа.

Оптимистичный
Выбирая себе профессию, определяясь, куда пойти учиться после школы, не каждый действует обдуманно. Пойду куда-нибудь, лишь бы «корочки» о высшем образовании получить — так ведут себя многие школьники. «Это очень тяжело, — считает Марина Ананич, — потому что такой человек никогда не будет чувствовать себя удовлетворенным».

Между тем Новосибирская область предоставляет самый широкий спектр возможностей для получения специальности. Их только в вузах Новосибирска 428. И напрасно грешат на то, что почти половина мест у «экономики и управления». «Критика раздута», — считает Марина Ивановна, потому что в каждом вузе своя «экономика и управление», «заточенная» под конкретную отрасль. Почти каждый институт, университет или академия готовит экономистов и управленцев в своей сфере.

Самих вузов у нас 43, из них 26 — государственные, а всего высшее образование в Новосибирской области получают примерно 172 тысячи человек. По общему количеству студентов на десять тысяч человек населения наша область занимает четвертое место в целом по стране. Да и количество бюджетных мест в нашей области на хорошем уровне. Законодательное требование — 170 бюджетных мест на сто тысяч человек населения. У нас почти в два раза больше. Для тех, кто будет поступать в ближайшие годы, — это безусловный плюс.

Но для того, чтобы образование принесло пользу, а не легло бременем «потерянных» лет, профессиональные компетенции надо развивать со школы. Марина Ивановна советует прежде всего постараться почувствовать, к чему есть призвание. Во вторую очередь обратить внимание на тенденции развития территории. По ее словам, особенно активно в ближайшие годы (это связано в том числе со строительством Технопарка) будут развиваться информационные и биотехнологии, приборостроение и силовая электроника, строительство. В-третьих, тем, кто собирается получать высшее образование и хочет определиться с выбором будущей профессии, Марина Ивановна посоветовала посмотреть на тенденции рынка, которые видны невооруженным глазом. Хотя перспективные и модные специальности начинают терять спрос, есть направления, которые, по ее мнению, еще долго не утратят актуальности. Востребованными будут те специалисты, которые умеют понимать рынок.

Пессимистичный
Марина Бабицкая в свою очередь посоветовала молодым людям не замыкаться в узкой профессии, а осваивать и смежные специальности, потому что заранее, до того, как начнешь искать работу, «нет гарантии, что вы попали в точку». Предостерегла она и от излишнего доверия к разовому профориентационному тестированию, которое мало что дает, поскольку проходить его стоит не единожды, а хотя бы раз в 2 — 3 года. Человек меняется.

Не секрет, что более 80 процентов вакансий, которые аккумулирует служба занятости, — по рабочим профессиям. Причем на многие из них требуются только мужчины. По таким «мужским» вакансиям зарплата примерно в два раза выше, чем по «женским». Чаще всего требуются водители, каменщики, слесари различных профилей, рабочие легкой промышленности и так далее. Около одной пятой вакансий службы занятости — работники неквалифицированного труда. «Мы не в состоянии укомплектовать этот рынок своими кадрами, поэтому значительная часть тех, кто устраивается на такую работу, — мигранты»,— объясняет Марина Иосифовна.

Остается актуальной проблема поиска квалифицированных кадров по некоторым специальностям, востребованным новосибирской промышленностью:

— Есть места, хорошая зарплата, предприятие готово взять и доучивать. Послать некого,— рассказывала Марина Иосифовна. — В этом году поступил госзаказ в авиационную промышленность области, в частности, в НАПО им. Чкалова. Им нужны были фрезеровщики, слесари-лекальщики... Но мы не смогли набрать двадцать человек, которые были нужны. Фрезеровщиков нашли только шестерых. Хотя уже на первом году работы им обещали 15 тысяч в месяц.

Думается, что ситуация довольно безрадостная и если смотреть на нее с другой стороны. Если средняя зарплата по Новосибирской области 7300 рублей, то разброс по отдельным видам деятельности колоссальный. Так, в сельском хозяйстве средняя зарплата на 4,4 тысячи меньше средней общеобластной, в рыболовстве меньше на 5 тысяч, в сфере добычи полезных ископаемых, напротив, средняя зарплата больше на 3700, в транспортной отрасли и связи — больше на 3,5 тысячи, а в финансах — на 12 тысяч. Средняя официальная зарплата главного бухгалтера, к примеру, 8,5 тысячи, а бухгалтера средней квалификации — уже 5700.

Поэтому и вакансии есть, и безработных в Новосибирской области немало (около 10 процентов), но найти друг друга они не могут. Зарплата не устраивает. Или отсутствие опыта: да не любого, а по специальности.

Вот такая картина в серых тонах была показана тем, кто не готовится к работе со школы или, в крайнем случае, со старших курсов профтехучилищ, техникумов и вузов.

Но все-таки итог подвела Марина Ананич, заострив внимание на том, что такая тональность у докладов была не случайной, что настоящий лидер (а предполагалось, что форум молодежи собрал именно таких ребят) не будет смотреть на обстоятельства.

— Если с учебной скамьи привык приходить к преподавателям со словами: «Я не знал, я не нашел», — то так и будешь в хвосте болтаться всю жизнь, — как доценту эта тема Марине Ивановне особенно близка.— Никто тебя такого не возьмет. А вот если накопал, раздобыл...

Фотографии статьи
211-46.jpg