Реформа ЖКХ: друг или враг?
Не смог уплатить за электроэнергию — отрежут провода, задолжал за газ — поставят заглушку на трубу, задержался с квартплатой — продадут холодильник, телевизор, мебель и т. п. Опять влез в долги по квартплате — выселят из квартиры в комнату, а далее — на тротуар. Процесс ускорится, когда целые дома перейдут в собственность частных хозяев. На этой волне страхов в различных городах стихийно прошли акции протеста под лозунгами типа: «Защитимся вместе от реформы ЖКХ!». Населению, которое в большинстве своем не представляет себе, в чем заключается эта реформа, чиновники предлагают защищаться самостоятельно...
Но как это сделать?
Для начала следует изучить правоотношения, возникающие в сфере ЖКХ. Они регулируются статьями 779—783 Гражданского кодекса РФ, 27—39 Закона РФ «О защите прав потребителя», а также Правилами предоставления коммунальных услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09. 1994 № 1099 (с последующими дополнениями).
Согласно Гражданскому кодексу РФ, с каждым получателем жилищно-коммунальных услуг должен быть подписан письменный договор, где оговорены права, обязанности сторон. Любое изменение тарифов должно отражаться в письменном договоре с каждым потребителем-жильцом. Но если добровольно заплатил за услуги ЖКХ, то, значит, согласен с повышением тарифа и письменного согласия в договоре уже не надо...
Отключение квартир жильцов за неуплату от электроэнергии и отопления, газа, горячей воды, согласно ст. 546 Гражданского кодекса РФ, возможно только по решению суда.
Широко распространено мнение, что судиться дорого и сложно. Неправда. По массовым делам, будь то отключение электроэнергии или задержка зарплаты, государственной пошлины практически нет, адвокат не нужен, дело рассматривается в короткий срок.
А еще хорошо отбросить привычные в общении с коммунальщиками апатию и безразличие и фиксировать каждое их нарушение. Лучше это делать в тетради — с графами, фиксируя каждый день, час нарушения. После звонка в диспетчерскую обслуживающей организации — запись фамилии принявшего звонок. Если представители организации не приезжают, считаете, что они согласны с заявленным вами нарушением. Составляете акт, заверяете его со свидетелями и не платите. В случае необходимости — предъявляете акт обслуживающей организации.
Если коммунальщики не согласны — идите и защищайте свои интересы в суде. Другого пути нет! На основании решения собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление, от имени всех собственников заявление в суд может подать и один из них. Например, старший по дому при наличии письменной доверенности, выданной ему большинством собственников. Наверное, уже все убедились, что добровольно никто и никогда с деньгами, даже незаконно полученными, расставаться не хочет. Надо всем освоить еще одну профессию — защитника собственных прав. Да и в самом деле, кто лучше нас самих себя защитит?
Хотя органы прокуратуры вправе провести самостоятельную проверку выполнения коммунальных услуг службами, на самом деле заниматься этими вопросами всегда приходится гражданам. Если собственники жилья проявят активность, объединятся в отстаивании своих интересов, то никакой мошенник и близко к ним не подойдет.