С липовыми правами далеко не уедешь
Он их «сделал», «оформил», купил на рынке и поехал... на горе всем, кто встретится в пути.
В последнее время сотрудники ГИБДД усиливают работу по изъятию поддельных водительских удостоверений и привлечению их владельцев к уголовной ответственности. За 9 месяцев этого года таких случаев уже набралось 147. А если к ним добавить тех, кто получил настоящие права, но не крепкие знания, то картина будет еще более трагичной.
Об этом беседуем с заместителем начальника отдела технического надзора и регистрационной информационной работы Управления ГИБДД Новосибирской области подполковником милиции Виталием СЕМЧЕНКОМ:
— На сегодняшний день, — рассказывает он, — Управлением ГИБДД организована большая работа по предотвращению подобных фактов. На протяжении 2006 года проводится анализ уровня подготовки водителей каждым учебным заведением, собирается информация обо всех совершенных ими правонарушениях на дорогах. Если факты повторяются, то такая автошкола берется под особый контроль. При регистрации учебных групп мы требуем расписания занятий, порядка изучаемых тем и потом проводим проверки в учебное время. Например, в сентябре проверили 18 учебных организаций. Выявили автошколы, где посещаемость составила не более 30 процентов. До устранения недостатков учебный процесс приостанавливается. В этом году такие меры приняты к пяти учебным заведениям, на очереди еще порядка двух-трех...
Сегодня, считаю, исключена вероятность того, что в автошколе можно получить права, не посещая занятия. Более жестко идет оценка знаний учащихся автошкол и в ГИБДД. Соответственно процент успешно сдающих экзамены на права с первого раза снизился и колеблется на уровне 30 процентов. Однако не стоит кому-то надеяться, что экзамены во второй и третий раз пройдут уже с некоторой поблажкой — иногда экзамены выявляют полную неготовность гражданина к управлению транспортным средством, и он благополучно оставляет затею сесть за руль автомобиля. При этом по итогам экзаменов на право вождения, если процент успешно их сдавших крайне мал, ГИБДД готовит в департамент образования информационные письма, по которым принимаются дисциплинарные меры воздействия к преподавателям, мастерам, которые допустили студентов к экзаменам без должных знаний и практических навыков.
— Виталий Валерьевич, может быть, придумать тесты для кандидатов в водители, чтобы уже на ранней стадии обучения производить отбор непригодных к этому делу и избавлять их от ненужных денежных трат?
— Сейчас при департаменте транспорта создан общественный совет учебных организаций, одной из задач которого является внесение в программу подготовки водителей методики оценки способностей кандидатов и при необходимости их «отсева» уже на первоначальном этапе. Думаю, что к новому году такое предложение по изменению программы обучения будет уже подготовлено.
— Мы понимаем, что подготовка водителей должна совершенствоваться, но не повлечет ли это увеличения платы за обучение и, как следствие, — спроса на «самопальные» водительские удостоверения?
— Такая ситуация вполне возможна, но мы готовы отреагировать соответственно. Я считаю, что ажиотаж, возникший сегодня вокруг повышения цен на обучение в автошколах, не обоснован. Очень скоро это станет ясно всем. Не советую поддаваться панике и бежать в любую автошколу, предлагающую ускоренные курсы обучения по доступным ценам и т. д. Мы не исключаем, что в такой обстановке на рынке этих услуг могут появиться мошенники, которые под видом преподавателей автошколы будут лишь собирать деньги.