USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Человек силен духом

Виталий ЕРОФЕЕВ. Специалист отдела воспитательной работы УК ГУВД Новосибирской области, подполковник в отставке. Фото автора.



11 августа на свет появился приказ № 1 за подписью Яна Шмидта: «Я назначен начальником Ново-Николаевской губернской рабоче-крестьянской советской милиции». Таким образом, 11 августа 1921 года является днем образования Ново-Николаевской губмилиции — предшественницы Главного управления внутренних дел Новосибирской области.

В ее рядах было немало ярких личностей, вошедших в историю. И сегодня, продолжая славные традиции старшего поколения, многие сотрудники милиции достойно несут службу, охраняя наших граждан от преступных посягательств. Расскажем лишь об одном из них — майоре милиции Рожкове Анатолии Александровиче.

Он — личность известная среди новосибирских милиционеров. Ныне Анатолий Александрович — старший инспектор боевой и специальной подготовки отряда милиции особого назначения ГУВД Новосибирской области. И тот факт, что майор милиции занимает эту должность, вызывает у сослуживцев еще большее уважение. Почему? Об этом чуть ниже...

Родился и вырос Анатолий в Новосибирске. После окончания средней школы в течение года работал сборщиком телевизионной аппаратуры на заводе «Электросигнал». Отсюда парня призвали на срочную службу, которую он проходил в Группе советских войск в Германии в должности командира отделения войсковой разведки.

Видимо, армейская служба и определила дальнейший выбор профессии. Демобилизовавшись, Анатолий пришел в ОМОН при УВД Новосибирской области. Статного парня, спортсмена, имеющего самые лестные характеристики, приняли на должность милиционера 1-го оперативного взвода.

Служба нравилась Анатолию, нравилась и та товарищеская атмосфера, которая возникла в отряде и которая сохранилась по сей день. Удачно складывалась и личная жизнь Анатолия. Он женился на любимой девушке Елене, которая подарила ему двоих детей — сына и дочь. Хватило сил и времени и для заочного обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете. Рос Анатолий Александрович и в должностях, и в званиях. В общем, все складывалось, как говорится, по-хорошему.

Первая командировка на Северный Кавказ пришлась на май 1994 года. Тогда подразделение Новосибирского ОМОНа было направлено во Владикавказ. В Осетии наши милиционеры охраняли важные объекты, патрулировали город и окрестности.

— От той командировки, — рассказывает Анатолий Александрович,— осталась в памяти абсолютная тишина. Не гремели выстрелы, не рвались боеприпасы. И потому, когда последовала вторая командировка, я искренне убеждал жену и родителей, что на Северном Кавказе все тихо и спокойно и не опаснее, чем в нашем Новосибирске.

Что касается длительности командировок, то она возрастала каждый раз. Начиналось с 30-ти суток, а потом дошло до 6 месяцев. Трудно приходилось и жене. Елена работает главным бухгалтером в известной цветочной фирме. И имея на руках двоих маленьких детей, ей нужно было тянуть семейную лямку одной. К тому же быть в постоянном страхе за мужа...

Это была седьмая командировка капитана милиции Рожкова. 15 июня 2001 года новосибирские омоновцы ехали на автомобиле из Ханкалы на базу. До возвращения домой оставалось две недели, и в мыслях Анатолий предвкушал радость от предстоящей встречи с родными. Но, не доезжая километра до базы, омоновцы попали в засаду. Рванули фугасы, затем боевики открыли автоматный огонь по машинам. Серьезно ранило трех наших сотрудников. Не пострадал лишь боец, сидящий рядом с Рожковым. Он прижал к груди автомат, и один из осколков врезался в ствол с такой силой, что он согнулся. Это и спасло жизнь милиционера.

Больше всех пострадал Анатолий Александрович. Осколки впились в его тело, особенно пострадали ноги, грудь. Если бы не квалифицированная помощь подоспевших товарищей, он бы умер от потери крови. Милиционеры остановили кровотечение в области груди и ног и доставили офицера милиции в Ханкалу. Затем он был переправлен в госпиталь в Ростов-на-Дону. Сколько там ему сделали операций, Рожков не помнит, поскольку даже перевязки ему делали под наркозом. Врачи не верили в благополучный исход, ноги раздроблены, столько ранений в жизненно важных местах...

В окружном 333-м госпитале СибВО, дислоцированном в Новосибирске, Рожкову сделали девять (!) сложнейших операций за 14 месяцев. Не раз возникала вероятность ампутировать одну из ног. Особенно когда появились признаки гангрены. Но военные медики сотворили чудо. Они не только собрали ноги в буквальном смысле этого слова, но и сохранили их, вылечили.

В один из дней лежащих в госпитале милиционеров навестил тогдашний начальник ГУВД Новосибирской области генерал-лейтенант милиции А. Соинов.

— Ну как дела, Анатолий Александрович, какие дальнейшие намерения? — спросил он Рожкова.

— Прошу помочь, товарищ генерал-лейтенант, остаться на службе.

Генерал пообещал и слово сдержал. В адрес министра МВД России ушло ходатайство об оставлении в порядке исключения капитана милиции Рожкова на службе в органах внутренних дел. Оно было министром удовлетворено. А за проявленное мужество Анатолию Александровичу присвоили звание майора милиции (на ступень выше занимаемой должности).

29 сентября 2002 года Рожкова, после 14 месяцев лечения, выписали из госпиталя. Предлагали оформить инвалидность. Но по законодательству инвалид не может работать, тем более в милиции. И хотя в выписных документах появилась запись о непригодности к службе по состоянию здоровья, дальнейшее мы уже знаем. Майор милиции Рожков вернулся в родной коллектив. Ему могли подыскать должность полегче, но он себе поблажек не давал.

— Очень трудно было по ночам, — делится пережитым Анатолий Александрович. — И не столько от физической боли, сколько от душевных мук, сомнений. Но я не сдавался. Вспоминал Маресьева, который 18 суток полз навстречу жизни и даже без ног вновь стал летать. К тому же было очень больно от мысли, что я как отец не смогу дать детям должного участия, помощи. Спасибо жене. Елена каждый день приходила в госпиталь, поддерживала меня. Сегодня я уверен, что человек силен духом, а болен он настолько, насколько сам считает.

Сынишке Мише исполнилось 14 лет. Он имеет второй взрослый спортивный разряд по лыжам. С удовольствием бегает с омоновцами кросс и даже приободряет некоторых на дистанции. Людмиле, так зовут дочку, восемь лет. Но и ей по силе уже пяти-километровая дистанция. А пример дети берут с отца, который зимой встает на лыжи и вместе с бойцами устремляется на лыжню.

— Я и сыну, и сослуживцам не раз говорил о том, что если сегодня появилась трудность, ее надо сегодня же и преодолеть. Завтра это будет сделать вдвойне тяжелее. А самое страшное: может появиться слабость духа, и человек начнет пасовать перед испытаниями, — делится сокровенным Анатолий Александрович.

На парадном кителе майора милиции два ордена Мужества, медали «За заслуги перед Отечеством» I и II-й степеней, «За отвагу», «За охрану общественного порядка» и ряд других ведомственных наград. Чуть прихрамывая, он входит в спортивный зал, где проводит занятия не только с сотрудниками отряда, но и ребятишками, живущими в соседских домах. И те, и другие встречают Анатолия Александровича с радостью. Ведь перед ними человек несгибаемой воли, живой образец для подражания.