USD 109.5782 EUR 116.1410
 

На расстоянии шага — «Вся Россия»

Никита НАДТОЧИЙ. Фото автора.



Маленькая жесткая книжица с лаконичной надписью «Пресса» — удостоверение Союза журналистов России.

В этом году фестиваль прессы «Вся Россия» собирался в одиннадцатый раз. И, как и прежде, стал возможностью не только принять участие в конкурсе профессионального мастерства, прошедшего по 12 номинациям, но и пообщаться на расстоянии шаговой доступности с мэтрами журналистики. Однако главным для каждого из 1200 участников, собравшихся в этом году в Дагомысе (Краснодарский край), конечно же, была возможность преодолеть свой в той или иной степени замкнутый круг повседневной работы, который порой годами определяет тематику самых разных региональных изданий. Ведь не секрет, что можно делать отличную газету и в маленьком райцентре, дойти до многих вещей своим умом, но почувствовать «федеральное дыхание» СМИ — просто необходимое условие для журналиста как профессионала.

Режим? Интерактивный...
Увидеть тот или иной регион в полном спектре можно было на проходивших презентациях, которые в программе фестиваля шли практически одна за другой параллельно общей программе. Но это были скорее «визитные карточки» в вольной форме: если, например, в качестве «тяжелой артиллерии» поддержать своих земляков-тюменцев появился губернатор Владимир Якушев, то новосибирская делегация взяла неформальностью и яркостью подхода. Правление регионального отделения прямо на сцене, как говорится, в интерактивном режиме, приняло в Союз журналистов нового члена, а студентки Новосибирского государственного университета, взявшие на себя основную часть презентации, в таком же — живом — режиме провели импровизированный выпуск новостей прямо «здесь и сейчас».

Помимо еще одной изюминки — песни, которой грозит стать новым гимном всех российских журналистов (после ее исполнения на торжественном закрытии фестиваля весь вечер нас преследовали желающие переписать слова и музыку), сильной имиджевой находкой стали оранжевые футболки, в которые новосибирцы облачились еще в поезде перед выходом на сочинский перрон. Яркий оранжевый цвет, смею утверждать, стал самым узнаваемым символом фестивальных дней. И если к другим участникам приходилось приглядываться, стараясь прочесть порою удивительно мелкие буквы, чтобы понять, откуда этот человек, то наш оранжевый цвет, то и дело мелькавший на разных мероприятиях, стал лучшим бейджиком — «Привет, сибиряки!» мы слышали постоянно.

Но насыщенная программа каждого из четырех дней фестиваля не давала возможности засматриваться на презентации регионов, потому что успеть хотелось везде!

Одним из самых посещаемых стал «Час главного» — своебразные мастер-классы главных редакторов федеральных изданий, которые привлекали внимание не только их региональных коллег — руководителей СМИ, но и рядовых корреспондентов. Присутствуя на «Часе главного» «Литературной газеты», «Известий», «Новых известий» и «Новой газеты», можно было ощутить не только то, что зовется «пульсом эпохи», но и задать вопрос, который при других обстоятельствах показался бы забавным и незначительным, памятуя о масштабе «небожителей», но здесь воспринимался как ситуативная, конкретная помощь коллеге.

Именно этого не хватало многочисленным конференциям и «круглым столам» — конкретики. На декларативность официальных докладов жаловались многие участники форума, которые и сами могли рассказать всем желающим, что «роль прессы в последнее время заметно изменилась».

Именно поэтому одной из наиболее востребованных стала лекция «Современный газетный дизайн», которую провел доцент Российского государственного гуманитарного университета ведущий редактор «Московской правды» Владимир Скоробогатько. Даже пишущим журналистам послушать про основные тенденции подачи готового материала было более чем познавательно.

Константин Елисеев, заведующий отделом политики и права газеты «Тюменская область сегодня»:

— Интереснее было бы пообщаться больше на темы о том, что происходит с материалом после его написания: как его оформить, чтобы это было интересно читателю, чтобы он «заиграл». Именно разговора о форматах, о визуальной подаче, о принципах построения материалов в газете в регионах здесь, на мой взгляд, не хватило. Честно говоря, не понимаю, в каком смысле здесь подается мастерство, мастер-классы те же. Потому что если человек обучался на журналиста, то он умеет красиво складывать слова. Если он пришел из какой-то другой сферы (я, например, по образованию историк), то такой журналист, как показывает практика, обладает несколько большей эрудицией, чем выпускники журфака. И поэтому, мне кажется, делать из конференции, из фестиваля какой-то большой мастер-класс не слишком правильно.

Сетовали журналисты, ведущие определенные разделы в своих изданиях, и на то, что нет межрегионального взаимодействия по тематике. Обозреватель, например, по социальным вопросам не имеет возможности общаться со своими коллегами из других регионов России в регулярном рабочем порядке — остаются только короткие встречи на фестивалях.

Отчасти не утоленная до конца жажда конкретики, что и как делать с готовым журналистским материалом после его написания, вместе с неизбежным поиском новых ниш и путей развития СМИ определили успех семинара «Онлайн-версии газет и журналов. Российский опыт», который провел главный редактор сайта журнала «Журналист».

О роли электронной составляющей в жизни одного из крупнейших изданий — «Новой газеты» — я поинтересовался у главного редактора Дмитрия Муратова вне рамок упомянутого семинара.

— В неделю через мои руки проходит примерно 150 — 200 материалов. Традиционно для нас половина идет «в отвал», часть — в печатную версию газеты, какая-то часть выставляется на сайте. Но сейчас мы придумали своеобразное ноу-хау. Из всех проходящих через газету материалов будем делать короткие новостные «выжимки», которые в то же время будут вполне законченными, самостоятельными статьями. Это дает нам, используя свое электронное пространство, стать фактически ежедневной газетой!

Об адресате, почте и подписке
Выход в интернет для многих печатных СМИ — далеко не дань времени. Обыгрывая и испытывая какие-то свои творческие задачи (испытательный полигон в любой сфере полезен), газеты и журналы в электронном пространстве одновременно пытаются убить и вполне конкретных убегающих зайцев: потеря молодого читателя и почтово-подписные проблемы.

Наталья Алешина, главный редактор общественно-политической газеты «Вперед», город Красноуфимск, Свердловская область:

— Очень трудно с молодым читателем — новое поколение газет не читает. Хотя мы со своей газетой, например, пытаемся выйти на этого «молодого читателя». Уже 10 лет выпускаем приложение «Чудесные годы», организуем мероприятия, слеты юнкоров, обсуждали идею информационно-молодежного центра... Но отклик минимальный — человек десять откликнется и все. Причем проблема с аудиторией печатных изданий шире: читатель и так не читает газету — он ее «пролистывает», а молодые так и вовсе воспитываются на электронных СМИ.

Вот и получается, что ставка на интернет — осознанная необходимость: для нового поколения электронный формат оказывается более естественным, чем уютное шуршание газетными полосами дома в кресле (от чего, например, никогда не сможет отказаться ваш корреспондент).

Эта же палочка-выручалочка помогает и когда приходится вспоминать подписные проблемы. Электронную версию свежего номера может прочесть любой читатель, минуя посредников, которые, по мнению практически всех (как региональщиков, так и представителей федеральной прессы), довели ситуацию до абсурда: Россия стала единственной страной в мире, где подписка порою делает чтение газеты дороже приобретения ее же в розницу!

«Советская Сибирь» — лауреат!
Будни фестиваля, конференции, «круглые столы» и семинары шли своим чередом. Краснодарское солнце, словно обмахиваясь веером черноморской волны, манило и дарило лето посреди осени. Но жюри, закрывшись в забитом до отказа конкурсными папками номере, занималось самым трудным фестивальным делом — выбором по представленным материалам лучших. Готовились к поездке и мы, собрав солидную подборку номеров «Советской Сибири». Задача была бы намного проще, если бы мы захотели претендовать на какую-нибудь узкоспециализированную награду, например «За лучшие макет и дизайн издания». Но, чувствуя в себе силы, решили потягаться с коллегами в главной номинации — «Общественно-политическая республиканская, краевая, областная газета».

Упомянутые 1200 участников, думается, вполне дают представление о сложности завоевания нашего второго места. А вот на вопрос о заслуженности такой награды вы, наш читатель, можете ответить и сами — читая регулярно «Советскую Сибирь» и зная наш уровень не понаслышке.

И когда на следующий день после награждения мы собирались в обратную дорогу, завоеванный диплом был самым дорогим, что увозили мы из солнечного Дагомыса. Ведь оценка коллег наряду с «читательским компасом» — самые важные векторы, указывающие нам путь. Это действительно то, ради чего журналист просыпается так рано, когда нормальные люди еще спят, и едет в командировку; то, благодаря чему день рождения в дороге — одна из составляющих профессии и ради чего уже не обращаешь внимания на то, что с официальным завершением рабочего дня он для тебя не заканчивается — ты несешь работу домой: на дискетах, в голове и — абсолютно без пафоса — в сердце...

Фотографии статьи
199-22.jpg
199-21.jpg
199-20.jpg
199-19.jpg
199-18.jpg