USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Сила живая

Ольга ПИСКУНОВА.



Это случилось в Риме, около 137 года, при императоре Адриане. София, твердая христианка, сумела воспитать своих дочерей в истинной христианской вере. Сестры были благонравны, умны и красивы. Слух о них дошел до императора, который, узнав, что они христианки, пожелал их увидеть. В то время в Италии преклонялись разным богам, и в том числе богине Луны Артемиде. Император уговаривал сестер и мать отречься от христианской веры, но получил твердый отказ. За это сестры приняли мученическую смерть. Их матери Софии разрешили взять тела дочерей, чтобы предать останки земле. София положила их в ковчег, с почестями отвезла на колеснице за город, похоронила, три дня сидела у могил и наконец предала Господу свою исстрадавшуюся душу. Верующие погребли мать рядом с могилами ее дочерей. Наверное, это одно из самых суровых испытаний: хоронить собственного ребёнка.

Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо. Эти три девочки и их мать — вечное напоминание того, что недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению силы духа и мужества.

...Наверное, это уже давно аксиома. Не так важно, какой веры человек придерживается (а может, он вообще атеист). В любом случае, для большинства людей любовь — понятие жизнеобразующее. Мы дарим любовь. Мы её ждём. Мы надеемся на неё. Мы верим в неё. Мы пытаемся её истолковать.

Архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) в 1901 году писал: «Любовь — сила живая. Она скажется, но там — где нужно, насколько нужно и перед кем нужно.

Надо учиться любви, как дети учатся грамоте: неленостно надо заучивать и разбирать буквы, и тогда можно научиться чтению, а со временем понять и смысл читаемого. Эти буквы — заповеди любви: голодного накорми, нагого одень, больного посети, неведущего научи.

Только любовь надлежащим образом уравнивает путь к истине. Любовь есть склонность и способность разумного существа восполнять собой жизнь других подобных ему существ и жизнью других восполнять свою собственную, в этом расширении жизни находя свое удовлетворение и счастье.

...Мы счастливы не тем, что нас любят, а тем, что мы любим. Любовь не уживается с надменностью, гневливостью и раздражительностью. Сама кротость, соединенная с нелицемерной тихостью и мягкостью нрава, есть принадлежность любви, так как любовь по существу своему невзыскательна и нетребовательна, но всегда склонна к уступкам и жертвам».

Любые достижения человечества, если они сделаны не во имя любви к человеку, если они не воодушевлены любовью, в конце концов, приносят страшные плоды. Вспомним историю Второй мировой войны. Нацисты ради научных экспериментов, призванных в итоге улучшить жизнь арийской расы, убивали узников концлагерей, старых и малых. Нейтронная бомба, сброшенная на Хиросиму, тоже была плодом смелой научной мысли. Но, насколько мне известно, пилот, опустивший её на город, в конце концов сошёл с ума...

Настоящую любовь невозможно заменить ни деньгами, ни славой, ни работой — ничем. И, наверное, о нас уже позаботились. Сделали так, чтобы у каждого из живущих была возможность найти его вторую половину. А чтобы надежда на встречу не умерла, очень важно настроить своё сердце на любовь. И верить, что оно подскажет, поможет в поиске. А любовь (во всех её стадиях, от зарождения до её спокойного и ровного течения) и есть, наверное, тот самый главный труд нашей души, наполняющей её мудростью. Тот самый благодатный труд, через который мы взрослеем. Ради которого, может быть, мы и пришли на эту землю.