Если это любовь!..
Через десять дней мы увидим результат этой работы: услышим, может быть, прежде слышанное, о чем давно скучаем, или незнакомые произведения, о которых будем ностальгировать после...
В том, что это будет высочайший класс исполнения, сомневаться не приходится: в составе созданного 10 лет назад маэстро Арнольдом Кацем коллектива — духовики-виртуозы, каждый из них настоящий солист, а постоянный творческий поиск позволяет им исполнять не только произведения традиционного «духового» репертуара, но и реализовывать совершенно уникальные проекты. Что, несомненно, и привлекает к сотворчеству с этими талантливыми музыкантами замечательных вокалистов. В данном случае солистов Новосибирской оперы: народную артистку России Татьяну Ворожцову и заслуженного артиста Бурятии Константина Буинова.
Но что это за процесс — сотворчество с Концертным духовым? Ведь и Ворожцова, и Буинов не впервые (правда, каждый по отдельности) выступают с ним? Чем оно интересно профессионалам оперного жанра? Почему в этих программах они с удовольствием поют со сцены филармонии и зарубежные ретрошлягеры, и советские песенные хиты разных лет?..
Словом, как всё это делается?
Моими собеседниками на эту тему стали Татьяна Ворожцова, Константин Буинов и директор Концертного духового оркестра Галина Елецкая.
Но вначале — поскольку не только в филармонии, но и в театре сезон уже открылся, — мои вопросы касались дел оперных: что будут петь солисты НГАТОиБ на его сцене? И вообще, в каком, так сказать, личном творческом контексте прозвучит филармоническая программа «История любви»?
Татьяна ВОРОЖЦОВА:
— В этом сезоне, скажу честно, хотела бы больше заниматься камерной музыкой — мне это очень нравится... А в театре, в декабре — главная партия в опере Яначека «Катя Кабанова». Непростая музыка. И чешский язык — тоже непросто. Но теперь, когда партия уже разобрана, когда все поется, душу греет то, что постановщики из Чехии намерены ставить классический спектакль. Причем с нашими, а не приглашенными солистами. И тут дело чести доказать, что наша труппа многого стоит, что у нас есть певцы! Кроме того, до декабря у меня расписаны концерты, в том числе и зарубежные...
Константин БУИНОВ:
— В театре в этом году много постановок, обещающих быть очень интересными. Я буду принимать участие в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и «Кате Кабановой» Яначека. Персонажи у меня небольшие, но партии чрезвычайно интересные. Впрочем, у Шостаковича в принципе неинтересных партий не бывает... Еще в планах — гастроли с театром. Более конкретно говорить рано. Ну и собственные концерты — в Хабаровске, Улан-Удэ, здесь, в Новосибирске...
Профессиональные оперные радости, трудности, планы — все понятно… А что нашли они оба в эстрадной песне? Те же трудности и не меньшие радости. Главная из них — контакт с залом. Контакт необычайный — глаза в глаза и, как говорится, от сердца к сердцу.
Да, филармоническая публика, особенно на таких концертах, более демократичная, более открытая, эмоциональная, нежели в театре. Но и ее пришлось завоевывать. Первой программой из популярной эстрадной классики, в основном зарубежной, но, в общем-то, редко исполняемой, пять лет назад была программа «Пассажир дождя». Автор идеи — директор духового оркестра Галина Елецкая, музыканты и солистка Татьяна Ворожцова предполагали: ну, прозвучит она раз, ну, два... Да еще чуточку сомневались — понравилась бы! Но зал был в восторге и на первом, и на втором концерте. Потом ставили ее в афишу уже «по заявкам», и ни публика, ни создатели долго не могли с ней расстаться. А главный «генератор идей» Галина Елецкая уже воплощала новые проекты, вовлекая в водоворот сотворчества и музыкантов, и певцов.
«Любовь — волшебная страна», «Посвящение памяти Анны Герман», «Из века в век чарующие звуки» — уже по самим названиям программ (а особенно по тому, как тепло принимались они слушателями) видно: произошло некое открытие не то чтобы terra incognita, а скорее прекрасного, но забытого музыкального материка, по которому все мы подсознательно стосковались.
И вот новая программа — новый пейзаж, а точнее, уголок сокровенных лирических переживаний, рождающий в душе ностальгию...
Галина ЕЛЕЦКАЯ:
— Выстраивая программу, я шла от темы «История любви» — то есть любовь в музыке. А это на самом деле целый материк. Потому что каждый композитор любой эпохи писал об этом чувстве. И музыка в концерте будет самая разнохарактерная, как сама любовь — светлая, грустная и даже трагическая. Еще мне хотелось, чтобы звучали здесь песни (а будут в программе и совершенно изумительные инструментальные произведения!) известные, знакомые, но не растиражированные до предела... Чтобы у слушателей осталось от каждой приятное ощущение встречи с чем-то забытым, но некогда любимым. Даже если они услышат ее, допустим, второй раз в жизни...
Момент новизны — в аранжировках, в составе музыкантов: что-то будет исполняться в большом оркестровом варианте; что-то даже под рояль и скрипку — рассказу о любви должна сопутствовать прозрачность, камерность; будут и другие варианты. И, конечно же, новое — это дебют дуэта Ворожцова — Буинов. Разумеется, поют они в этом концерте и сольно, но в дуэте впервые. Выступить вместе им предложила я: они очень хорошо подходят друг другу тембрально, по крайней мере я это слышу — слияние их голосов. А соотношение «нового» и «старого» по названиям в программе будет примерно такое: у оркестра — зарубежная музыка, не звучавшая прежде в его исполнении, процентов 90, а у вокалистов на десять новых номеров две-три песни, уже ставшие у нашей публики безусловно любимыми.
Как идет процесс сотворчества при подготовке программы? Обоюдно: я предлагаю, зажигаю вокруг себя людей творческих, и они начинают искать, предлагать... Хотя с нотами даже самых известных произведений — проблема. Наш композитор-аранжировщик, а по сути волшебник — Владимир Лямкин — «снимает» их на слух с аудиозаписи.
А еще наш разговор о программе «История любви» стал в определенной мере настоящим признанием в этой самой любви к лирической советской песне.
Татьяна ВОРОЖЦОВА:
— Есть какие-то пласты музыки, которые в принципе у нас не поются, не исполняются, и мне всегда очень хочется, чтобы наш зритель их непременно услышал. Я сама не люблю повторяться, у меня всегда большой интерес порыться в нотной библиотеке — и я с большой любовью этим занимаюсь. Повторяю в своем репертуаре только то, что очень люблю. Ну, например, «Звать любовь не надо» Дунаевского. Эта песня всегда будет молодой. Наши бабушки, мамы, мы и, похоже, наши дети будут слушать ее неравнодушно, с любовью. Если некоторые скажут, что советская песня — сплошная идеология, я категорически не соглашусь. Может быть, она не сложная вокально, но в лучших образцах в ее тексте столько мысли, столько смысла, столько живого чувства, а порой и боли, что буквально над каждой фразой думаешь: как ее сказать, как спеть. Я считаю, ее надо исполнять как балладу, как рассказ, как роман. И это очень хорошо в данном случае соотносится с нашей новой программой. Мы действительно будем рассказывать историю любви, историю, в которой есть встреча, развитие отношений, любовь, разочарование. Такое ретроспективное путешествие по жизни человека любившего или любящего...
Константин БУИНОВ:
— Мне всегда хотелось себя попробовать в несколько ином жанре — эстрадной песни, в частности, эстрадной советской песни. В том, что все-таки в чем-то близко оперному вокальному искусству. Хотя бы по манере пения. Потому что и у Муслима Магомаева, и у Льва Лещенко, и у Иосифа Кобзона — у всех была академическая вокальная школа, постановка голоса. И песни часто писались под их манеру исполнения. Словом, советские песни я всегда исполняю с удовольствием — сам испытываю его и стараюсь донести слушателям.