Все-таки дождалась правнучку!
Откуда была у нее эта привычка, не знаю. Наверное, от трудной, несладкой жизни. Знаю, что лет в пятнадцать-шестнадцать бабушка жила в няньках у какой-то богатой пани. В Бога верила, но в церковь ходила редко. Для этого была причина. В церкви был очень красивый священник отец Борис, лет тридцати пяти, заметно неблагочестивый, был неравнодушен к молодым, симпатичным прихожанкам. Бабушка считала, что такое поведение недопустимо для батюшки, и для себя решила, что в церковь ходить не будет.
Как-то в разговоре о грехах был затронут вопрос, грешно ли работать в праздники (имелись в виду церковные). Она мне ответила так: «Если есть необходимость что-то делать — делай и в праздник. Бог работу любит. Грех обманывать, красть». Эти слова я запомнила на всю свою жизнь.
Если я не ошибаюсь, бабушка говорила, что у нее кто-то из предков поляки (одна из ее бабушек), и что фамилия этой бабушки — Кульчицкая. Еще говорила она, что поначалу особой любви к мужу не испытывала. Любовь и уважение пришли позднее.
Помню такой случай. Как всегда, я была у бабушки и, сидя за столом, ела вкусные калачи с молоком. Топилась русская печь, напротив которой было открытое окно. Гроза нагрянула внезапно. Бабушка полезла в подполье за картошкой, и через некоторое время в открытое окно влетел огненный шар размером с футбольный мяч и — прямо в подполье.
Я закричала: «Бабушка, ты жива?» «Конечно, жива!» — спокойно ответила она, ничего не подозревая. Тогда я и узнала, что бывают шаровые молнии. И хорошо, что все обошлось без трагедии: развала печки и гибели бабушки!
Однажды я приехала погостить в Молчаново с сыном Юрой, ему было два года, бабушке — 74. Уезжая, зашла попрощаться с дедушкой и бабушкой. Бабушка сказала: «Прощай, внученька, больше уже мы с тобой не увидимся», а я ей говорю, что увидимся, ты умрешь только после того, как я привезу тебе правнучку.
И вот в следующий приезд, когда Люсе исполнилось несколько месяцев, я приехала в Новосибирск и, узнав, что бабушка больна, поехала с Люсей в Молчаново. Пришла к бабушке. Она посмотрела на свою первую правнучку и сказала: «Вот и хорошо!..» Через два дня бабушки не стало... Случилось это в 1946 году.