Ответственность единая, но делимая
Но это все (в наше время и, так сказать, не в деревне) существует на уровне декларативном. Пока официально, то есть ту ответственность, которая хоть как-то подкреплена законодательством, несут семья и школа. Но при этом и в том, и в другом социальном институте последнее время наблюдается, если можно так сказать, снижение активности в отношении воспитания ребенка.
Конечно, и тут я с вами соглашусь, это связано и с занятостью родителей, когда речь идет об упомянутом вами в лучшем случае делегировании воспитания секциям и тому подобному. Что касается школы, то тут тоже наблюдается некоторое редуцирование воспитания по сравнению с обучением. Такой процесс получился, потому что знания в чистом виде востребованы родителями, обществом, так что именно этим и занимается школа.
Сокращение родительского внимания по отношению к своим детям — проблема, конечно, застарелая, но от этого не менее острая. Простой пример. Ученица элитной гимназии неожиданно предложила учительнице в подарок свой сотовый телефон. На вопрос, зачем, мол, такие подарки, девочка сказала: «Я не хочу общаться с мамой по телефону. Я хочу разговаривать с ней живьем!»
Есть вполне официальная статистика, что родители свели общение с детьми до нескольких минут в день. А ведь это статистические, усредненные данные. Значит, кто-то не получает и этих нескольких минут. И тут ведь мы не затрагиваем проблему асоциальных семей — там вообще беда, тема для отдельного разговора.
Мое как психолога убеждение, что очень много связано не только с реальной занятостью родителей, а с тем, что, к сожалению, мы родителей никак не готовим быть родителями. И у них просто нет четких представлений о роли семьи, о тонких механизмах их влияния на ребенка. Чаще всего свою семейную воспитательую позицию взросые строят по двум схемам. Либо это происходит по аналогии, весьма смутной, со своей семьей («меня так воспитывали, и ничего — хороший человек получился»). Другой вариант наоборот — в оппозицию собственному детству: вот меня по кружкам да секциям таскали, мне это надоело, я буду своих детей по-другому воспитывать.
Поэтому мне кажется, что сейчас общество надо целенаправленно ориентировать: оно должно взять на себя ответственность, функцию подготовки семьянина, подготовки к семейной жизни. Необходимо восстановить ответственность за воспитание внутри семьи. Ведь на теоретическом уровне сейчас все довольно хорошо проработано. И то, что будет, если, например, до шести месяцев у ребенка с матерью не установится тесной психологической привязанности, и то, на что надо ориентироваться и в более старшем возрасте, и в подростковые годы. Одним словом, все это есть, все проработано наукой. Осталось только взяться.
Второе, что мне кажется самым главным — нужно отделить в сознании и тех, и других (семьи и школы) функции, кто за что отвечает в воспитании. Хотя разобраться, казалось бы, довольно просто. Семья отвечает за эмоциональное, нравственное воспитание. Вне семьи этих задач не решить никому! Что касается школы, то у нее функция прежде всего общественного воспитания. Здесь дело обстоит так же: вне общественного института — школы — воспитать ребенка социального, будущего гражданина невозможно.
Эти роли, на мой взгляд, до сих пор не разделены. Результат — все отвечают за все. Нужна конкретика. Причем такая, которая не может осуществляться отдельной школой, отдельной семьей.
Относительно веры в детскую самостоятельность могу сказать, что, конечно, воспитать ребенка, готового к жизни в наших быстро меняющихся условиях, без нее нельзя. Но самостоятельность не означает вседозволенность. Здесь опять возвращаемся к тому, что и в школе, и в семье должны понимать механизмы, как самостоятельность вырастает, как формируется способность совершать выбор, как это связано с ответственностью. Начиная с самих маленьких, самостоятельность должна быть, но в разумных пределах. Идти или не идти сегодня в детский сад — у него нет выбора. А вот какую игрушку с собой взять — пусть решает сам. Для каждого возраста должен быть свой уровень ответственности и самостоятельности. И взрослые должны это четко знать и понимать.
Пока этого понимания нет. Вот и становятся возможными крайности: либо вседозволенность, либо полностью подавленная личность. Так что без понимания, как растет и формируется личность, способная нести ответственность и делать выбор, сегодня просто нельзя.
Уважаемые читатели!
Безусловно, проблема, поднятая нами сегодня, насколько серьезная, настолько и многогранная. Мы приглашаем вас к разговору. Расскажите, много ли времени вы уделяете своему ребенку; что считаете необходимым учитывать, разделяя «полномочия» школы и семьи в воспитании ребенка;
одним словом – выскажите свое мнение по поводу темы нашего
сегодняшнего «Педсовета». Ждем ваших откликов как на почтовый адрес редакции с пометкой «На «Педсовет», так и по электронному адресу nikita@sovsibir.ru.