USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Кому нужны «непутевые» дети?

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ.



В школе педагоги применяют к такому ученику весь арсенал мер воспитательного воздействия: от бесед до постановки на учет, сначала внутришкольный, затем в милиции, и с облегчением вздыхают, когда сложный подросток покидает ее стены.

В Краснозерском подразделении по делам несовершеннолетних таких проблемных ребят состоит на учете около двухсот. И именно тут ведется кропотливая работа инспекторов по делам несовершеннолетних с трудными подростками и неблагополучными семьями. Основная цель «детских» милиционеров — пресечение преступлений и правонарушений среди не достигших совершеннолетия ребят. А ситуация в молодежной среде год от года становится, даже в рамках отдельно взятого района, все более взрывоопасной. Бесстрастная статистика свидетельствует об этом. Возьмем для сравнения некоторые данные за два минувших года. К примеру, наркоманов стало больше на 11 человек, на 41 увеличилось число подростковых преступлений, на 18 больше ребят поставлено на учет, административные правонарушения увеличились на 27, выявлено на 12 больше пьяных подростков, штрафов родителям за ненадлежащее воспитание выписано на 45 больше и т.д. Это не просто цифры, за ними стоят конкретные мальчишки и девчонки.

В отделе ПДН служат четыре человека: Ирина Анатольевна Николайцева — начальник подразделения, старший лейтенант, Наталья Павловна Кириенко — старший инспектор, старший лейтенант, Татьяна Васильевна Мишустина — инспектор, капитан милиции, Александр Юрьевич Сойкин — инспектор, старший лейтенант. Бесконечен список профилактической работы, проводимой инспекторами. Во всех школах района, профессиональном училище, техникуме только лекций за год ими прочитывается более 150. Встречи с родителями, педагогами, проверка клубов, дискотек, баров, игровых автоматов, ночные рейды… Рабочий день без учета времени суток и вечная гонка в составлении протоколов, отчетов, заполнении учетных карточек и дел, проверки, беседы, встречи. А как многогранна и ответственна работа инспекторов, ведь им одновременно отведены роли судей, разведчиков, педагогов-психологов, пожарных, гасящих конфликты, врачей, лечащих души, и многие, многие другие.

Ирина Анатольевна считает, что быть инспектором ПДН — это призвание, наложенное на личностные качества характера. В первую очередь — любовь к своим подопечным. «Дети не рождаются сразу проблемными, просто это те ребята, кому вовремя не помогли...», — убеждена она. И сама старается быть для них в первую очередь таким человеком, к которому можно обратиться с любой проблемой. «И у меня, и у каждого из наших инспекторов есть на учете ребята, которые только с нами могут поделиться своими бедами и тайнами. По сути, мы становимся на время их самыми родными людьми. Доверие, взаимопонимание, честность — без этого нельзя работать с детьми», — педагог по образованию, она знает это точно.

Всегда непросто для каждого сотрудника отдела принимать решение об изъятии ребенка из неблагополучной семьи, лишать хоть и нерадивой, но матери. Детей увозят из холодного и голодного дома в приют или больницу только когда уже исчерпаны все пути исправления горе-родителей. Так получается, что чаще всего это приходится на долю Татьяны Васильевны. «Столько проклятий, ругани, истерик принимаешь на себя за один раз, что буквально чувствуешь физическую и моральную опустошенность. Единственное, что поддерживает, так это уверенность в правильности решения во благо детей, которые могут пропасть в подобной среде. Шанс мы даем каждой матери, но не каждая его использует...», — с горечью делится инспектор Мишустина.

Что могут четыре инспектора ПДН, когда рост негативных проявлений становится проблемой всего общества? Продолжать работать, не давая балансирующим между законопослушной и криминальной жизнью подросткам совершить роковой шаг. Находятся у инспекторов и добровольные помощники — те, кому небезразличны чужие «непутевые» дети. Одна из них, Людмила Абрышкина — работник отдела социальной защиты, председатель районного совета женщин, педагог по призванию. Ни много ни мало, а взялась она за организацию любительской видеостудии под названием «Comme il faut», что в переводе с французского языка означает «так, как надо» или «хороший вкус». За это дело Людмила Николаевна принялась не одна, а с единомышленниками-педагогами да плюс с подростками, уже имеющими условные сроки за уголовно наказуемые деяния.

Первым шагом к поставленной цели было получение гранта в 90 тысяч рублей на организацию видеостудии. На эти деньги была закуплена необходимая аппаратура. А первым практическим занятием стала поездка в город Карасук на местную студию телевидения, где ребята ознакомились с работой тележурналистов, посмотрели на нее изнутри. Понятно, что в незнакомом деле нужны компетентные помощники. Другой доброволец из инициативной команды — это учитель информатики Краснозерской средней школы № 1 Дылкин Сергей, именно он научит ребят быть на ты с компьютером. Следующий консультант из волонтеров по освоению видеотехники — Денис Морозов — специалист отдела культуры. Первые пробные материалы начнут создаваться в студии уже в конце августа, а в сентябре здесь думают выпустить небольшой фильм о возможностях получения постшкольного образования в районе. Тема двух последующих работ пока держится в секрете. Зачем раньше времени загадывать.

Самой интересной была первая реакция самих мальчишек. Вы думаете, они с радостью взялись за незнакомое дело? Нет. «А зачем нам это надо?» — прозвучали первые вопросы на грани паники. Это позже, на обратном пути из Карасука, они решали, кто с кем в паре будет работать. А сначала было отрицание нового дела. «Человек вырастает по мере взращивания своих целей», — любит повторять Людмила Николаевна. И она убеждена, что интересное, важное занятие поможет в социализации ребят, оступившихся, но еще не пропавших на старте жизни. И точно знает: кадры любительских фильмов этих подростков будут интересны и им самим, и зрителям. Почему-то захотелось заразиться ее оптимизмом. Статьи у мальчишек — за грабеж и наркотики, раскаяние сейчас у каждого, но... вот попросили не фотографировать в газету: «Мы же не самые отпетые, так получилось, не надо нас позорить!». Стыдно, значит, не все потеряно, есть шанс для нормальной жизни, а рука помощи уже протянута.

Проблемные дети чаще всего находятся только под наблюдением милиции, всех ее служб. Занимаются ими уголовный розыск, участковые, начальник РОВД, его заместители. Эффективной в этом плане стала патрульно-постовая служба района, курирующая места сборов молодежи. Но внимание органов правопорядка не заменит надлежащий родительский контроль. Воспитание в первую очередь идет из семьи, а большинство семей в сельской местности, при отсутствии работы или низкой оплате за крестьянский труд, больше озабочены проблемами физического выживания. Униженные нищетой родители — не лучшие воспитатели на фоне каждодневных призывов к «тусовкам», «оттяжкам», «красивой жизни». Вот и перевешивает иллюзия полной жизни подлинные ценности и заповеди у некоторых ребят, и кому становятся нужны такие детки «непутевые»?

На снимке: организаторы любительской видеостудии для трудных подростков из Краснозерского района во время поездки на Карасукскую телестудию.