USD 108.0104 EUR 113.0947
 

«Это я научил Лившица фразе: «Делиться надо!»

Елена КОСТИНА.



Отвечая на вопрос о позиции, которую займут профсоюзы на предстоящих выборах 2007 года, и о том, будет ли ФНПР участвовать в новом объединении левых сил, которое создается буквально в эти дни, Михаил Шмаков, в частности, сказал:

— Если речь идет о том, что пытаются срастить из партий «Родина», «Жизнь» и партии пенсионеров, то пока эти партии ничего собой не представляют. А будут ли они представлять что-либо в соединенном состоянии, мы еще посмотрим. Что касается участия в выборах, мы поддержим те партии, которые поддержат требования профсоюзов по увеличению минимального размера оплаты труда, по повышению заработной платы и решению других социальных вопросов. Мы поддержим ту партию, которая обязуется, придя в Государственную думу, вносить соответствующие поправки в законодательство.

Что касается профсоюзной собственности, то, по мнению Михаила Шмакова, она сегодня используется достаточно эффективно. «Хочу заметить, — сказал он, — что в бюджете профсоюзов доходы от собственности составляют не более пяти процентов, так как основная доходная база — взносы членов профсоюзов». Кстати, о членстве. На пресс-конференции, как и на встрече председателя ФНПР с профсоюзными лидерами Сибирского региона, прозвучала идея шире привлекать в профсоюзное движение молодых парней и девушек. Причем речь идет не только о членстве, но и об активном участии молодежи в работе профсоюзных органов различных уровней.

В продолжение острого вопроса, поднятого на встрече Шмакова с профсоюзными лидерами Сибирского региона, о мотивации членства в профсоюзе, председатель ФНПР сказал: «Профсоюз — определенная ступень защиты, определенная страховка. Когда у человека все в порядке на рабочем месте, его уважает непосредственный начальник, ему платят хорошую заработную плату, у него безопасное рабочее место, он все равно продолжает платить членские взносы, потому что знает, если вдруг случится какое-то отрицательное событие, он получит защиту в своем родном профсоюзе. В год с участием профсоюзных юристов рассматривается до 200 000 дел по защите трудовых прав членов профсоюзов. И девяносто три процента этих дел заканчивается принятием решений в пользу человека труда. Это еще одна мотивация для людей, которые состоят в профсоюзе.

На вопрос: «Меняется ли со временем стратегическая цель профсоюзов?» Михаил Шмаков ответил:

— В течение последних ста лет, с тех пор как легально действуют профсоюзы, самая главная стратегическая цель этой организации — защита прав и интересов членов профсоюзов. Это достойная заработная плата. Это безопасное рабочее место. Это уважительное отношение к личности трудящегося. Это высокая социальная защита. Эти задачи были, есть и остаются главными. Решить их в рамках одного предприятия невозможно. А возможно лишь во всей совокупности общественной жизни нашего государства, с использованием политических, экономических рычагов, мобилизации общественного мнения и, конечно, при условии эффективной работы каждого нашего подразделения, начиная от первичной профсоюзной организации на предприятии и выше.

Профсоюзы будут оппонировать любой власти, сказал он, потому что любая власть априори на сто процентов права человека не защищает, особенно в такой тонкой сфере, как трудовые отношения. Сегодняшнее правительство, по мнению Шмакова, само своими решениями сдерживает рост заработной платы.

— Когда профсоюз на каком-нибудь предприятии начинает требовать повышения зарплаты, директор ему говорит: «Вы посмотрите, сколько учителя и медики получают. Если правительство платит грошовую зарплату, почему я должен платить больше?» В России сегодня восемьдесят семь процентов всех предприятий — частные. Из них процентов семьдесят входят в вертикально интегрированные компании крупного бизнеса. Менеджерам и собственникам этих компаний выгодно, когда действия профсоюзов направлены не против них, а против правительства, в то время как в частных предприятиях и фирмах профсоюз должен адресовать свои требования как раз этим менеджерам и собственникам, зарплаты которых в сотни раз больше. По российским меркам зарплата квалифицированного работника в нефтедобыче большая, она составляет около трех тысяч долларов. Но она в два и более раз ниже, чем зарплата такого же работника в Норвегии. В то время как зарплата наших топменеджеров на уровне, а то и выше, чем у их норвежских коллег. В этой ситуации виновато и правительство тоже, установившее такую систему хозяйствования, в которой можно действовать именно так. Говоря о социальной справедливости, было бы уместно привести знаменитую фразу Лившица, правда, я его этой фразе научил: «Делиться надо!»

Говоря о некотором улучшении социальной ситуации в стране в последние годы, председатель ФНПР все же не исключает, что в скором времени среди лозунгов профсоюзов появится требование смены правительства или, по крайней мере, отставки министров экономического блока.

В заключение, отвечая на вопрос о впечатлениях от поездки в Новосибирск, председатель ФНПР весьма положительно отозвался о работе, проводимой в регионе Федерацией профсоюзов Новосибирской области во главе с Александром Козловым, оценив ее действия как «очень активные и результативные».