Малолетние чернорабочие
15 лет назад семью оставил отец, а три года назад — и мать. Родители завели новые семьи, а на своих детей, двоих братьев и дочерей, махнули рукой.
Забыли они и платить за 5-комнатную квартиру, долг за коммунальные услуги уже составил свыше 70 тысяч рублей. Старший брат и сестра, им 26 и 22 года, работают, но их заработков, чтобы рассчитаться с долгами, не хватает. Сам Евгений на лето устроился грузчиком на авторынок, где сумел заработать 9 тысяч рублей, которые захотела отобрать сестра для погашения долга. Вспылив, подросток поехал в Москву к родственникам, но денег хватило только до Новосибирска. Автостопом он добрался до Омска, где 2 дня бесцельно скитался по городу. На вокзале его заметили, пригласили в ОДН, откуда направили в приют. Из приюта его доставят по месту жительства.
Другой беглец и труженик попадает в ОДН ЛОВД на станции Новосибирск не в первый раз. 14-летний Алексей В. сбегает из Искитимского детдома регулярно — ищет отца. По словам инспекторов ОДН Игоря Дроздова и Валентины Хруповой, 6 лет назад мать Алеши сбило поездом, отец запил, стал бомжевать — квартира пропала. Мальчика определили в детдом, а затем в ПУ-44, откуда он постоянно уходит в поисках заработка и приключений. Мальчик хвастает, что как-то даже убежал из отделения милиции, разбив в окне стекло. И зарабатывает он тоже неплохо. Его приютил 30-летний мужчина, проживающий в районе речного вокзала столицы Сибири, откуда мальчик ходит на стройку, таскает тяжести, и за это ему платят по 400 рублей в день.
Однако самые «крупные» заработки еще существуют на перроне станции Барабинск Новосибирской области, где вместе со взрослыми незаконно, поджидая проходящие поезда, торгуют и дети. Около 10 лет сотрудники транспортной милиции ведут борьбу с этими правонарушениями, но проблема осложняется тем, что дети идут торговать как по примеру родителей, так и с их молчаливого согласия. Торгуют в основном рыбой, которую закупают на местном рыбозаводе. Для подвяливания продукции некоторые продавцы выкладывают рыбьи тушки на трубы с расположенной рядом туберкулезной больницей, а фасуют — в вокзальном туалете...
Неоднократно доставляли в ОДН ЛОВД на станции Барабинск Машу М., которая живет с мамой. После школы, а летом с утра и до самой ночи девочка бежит на перрон помогать матери в реализации рыбы.
— Где я еще могу заработать такие деньги? Кто мне купит пуховик на зиму или меховую шапку? — возмущается шестиклассница, когда на мать и дочь составляют очередной протокол. Другая, 17-летняя Вера К., даже будучи беременной, каждый день ходила на перрон. А сейчас оставляет трехмесячного ребенка с няней — и снова на перрон. Как пояснила ситуацию инспектор ОДН Елена Юркевич, людям трудно отказаться от незаконного ежедневного заработка в 1,5 — 2 тысячи рублей. Только в июне было выявлено 10 продавцов в возрасте от 10 до 17 лет.