USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Рисуя вместе с солнцем, танцуя в небесах...

Наталья МАНТОРОВА. Фото автора.



Неискушенному трудно сразу в это поверить, глядя, как миниатюрные могучие небесные монстры танцуют и кувыркаются, выписывают в полете мудреные траектории, манипулируют собой в окружающем пространстве (или окружающим пространством — при помощи себя?) на все лады. И ведь внутри каждого из них — человек. Размерами гораздо меньше своего подопечного, но запросто его вздымающий ввысь. «С праздником!» — в очередной раз торжествует рация. «Аплодисменты — летчикам, они вас слышат!» — настраивает публику на должную волну ведущий шоу, начальник Новосибирского авиационно-спортивного клуба РОСТО (ДОСААФ) Сергей ОСИНИЙ. Публика всеми руками — «за». И, знаете ли, какой-то странный трепет одолевает вдруг. Чувство поистине неземной эйфории, почтения и гордости за наших отважных и смелых. За все, что они умеют. И — за себя самого, естественно, целиком и полностью сегодня причастного к происходящему.

Шоу, посвященное Дню воздушного флота России, состоялось в минувшую субботу на аэродроме Мочище, собрав грандиозное количество граждан Новосибирска и области. А то ж! Наши земляки изрядно стосковались по таким зрелищам, которые в силу разных причин канули в Лету на несколько лет (если не считать разовых — от силы получасовых — «авиавкраплений» в другие праздники технических видов спорта, наземных). Организаторы, в свою очередь, дабы «побороть тоску» достойным образом, со всей серьезностью подошли к делу. «Праздник подобного уровня мы задумали еще в прошлом году, — говорит Реалиль МУСИН, председатель областного совета РОСТО (ДОСААФ), — вплотную же подготовка именно к данному событию началась по весне. Многое нужно было отработать, ведь все эти фигуры на самолетах-вертолетах — парами, тройками, массовый десант — искусство очень не простое. Как руководитель я массу всевозможных нюансов видел, постоянно что-то следовало дополнять-исправлять. Сам принимал участие в тренировочных вылетах — не за штурвалом, конечно, — в качестве пассажира. Тем не менее прочувствовал обстановку «изнутри». Спасибо мэрии Новосибирска и областной администрации, они огромную помощь и поддержку оказали — вплоть до организации транспорта, который доставил на это шоу детей из ряда районов области. Вообще мы рассчитывали на три-четыре тысячи зрителей, а тут, похоже, все десять тысяч собрались. И погода не подкачала! Что еще раз подтверждает: когда цели и задачи позитивные и порядочные — погода их достижению сопутствует».

...И даже более чем: наблюдать за всей этой небесной феерией немного сложно из-за солнца, будто обезумевшего по поводу праздника и сияющего не покладая лучей... Участники шоу между тем принимаются его вовсю «вовлекать в процесс». Весьма впечатляют планеристы, выписывающие на своих безмоторных, тщательно выдрессированных друзьях разные умозрительные узоры. Причем с таким расчетом, что солнечный диск смотрится снизу аккурат центром композиции. Либо уж ее каким-нибудь иным элементом, что в неменьшей степени заставляет народ цепенеть от восторга.

Полужужжание-полусвист — планеры весело идут на посадку. Одно представление сменяет другое: горделивый Ан-28 выбрасывает парашютный десант с четырех тысяч метров над уровнем аэродрома. Минута свободного падения — за это время повелители воздушного пространства, прежде чем раскрыть купола, одолевают фактически три четверти пути. Браво! В абсолютно безоблачную высь (облака, словно по заказу, скопом «отодвинулись» к линии горизонта) взмывают маленькие, но грозные и своенравные акробаты-высотники — Як-52, Як-55. Серия традиционных фигур высшего пилотажа — петля Нестерова, горка, бочка и другие. В одиночку. Парами. Группами. Затем точно так же свой экстракласс демонстрируют вертолетчики. Наши старые знакомые Ми-2 способны, оказывается, на невероятные штуки. «Просверлить» хвостом воронку в воздухе, пролететь «носом книзу», закрутить пируэт и прочее, прочее — отважиться на все это винтокрылой машине (в силу специфики ее конструкции) гораздо сложнее, чем «птицеобразной» — самолету либо планеру. А вот решаются! При наличии внутри себя мастеров высочайшего класса, ясное дело. Кульминацией программы многие зрители признали «вертолетный вальс», виртуозно исполненный тремя «мишками» над самым полем. Кстати, о премудростях массовых авиационных «па» мы с вами начали говорить в прошлом выпуске газеты (см. «Советскую Сибирь» № 161 за 19 августа). Но сколь ни рассуждай, в голове у простого «землянина» все равно укладывается слабо: как же так? Откуда такая гармония действий, такое взаимное чувство... локтя? Или как в данном случае сказать вернее — крыла? Да еще в такой среде, безмерно зыбкой? Воздух ведь — не танцпол в буквальном смысле, не жесткая опора... «Ха! Еще какая жесткая! — обыкновенно парируют бывалые. — Просто ощущение и понимание этого приходит со временем, с годами тренировок».

— Участие в шоу приняли в основном люди опытные, дело свое досконально знающие. Это ведь наша работа — точно так же, например, токарь к станку подходит, как мы к своей технике, — объясняет по окончании действа Сергей ДАДЫКИН, начальник штаба Новосибирского авиационно-спортивного клуба РОСТО (ДОСААФ), пилотировавший на сей раз Як-55. — Готовиться к выступлению стали загодя. Все номера хорошо отработали, каждый свое место в воздухе и на земле знает — кому куда вырулить, куда «наступить» и прочее. Накануне закончили тренировку только в девять вечера, практически уже на закате. И до последнего момента что-то подправляли, делали разные перестановки...

— В девять вечера? А это, простите, не добавляет риска? Отдыхать-то перед таким ответственным выступлением тоже надо...

— Да куда б мы делись? Отдохнули. Успели. Люди ведь, повторю, уже не маленькие!

— Скажите, Сергей Николаевич, какими качествами надо прежде всего обладать, какими свойствами организма и характера, чтобы научиться делать все эти выкрутасы в воздухе?

— Прежде всего — любовью!

— ???

— К этим выкрутасам...

— Ясно. Лучшая часть любого механизма, говорят, это голова его владельца. Но ведь в голове есть такая хитрая штука, как вестибулярный аппарат — он от природы должен быть каким-то особенным, чтобы такую болтанку выдерживать?

— Он должен быть самым обыкновенным. Просто его тренируешь, «накачиваешь» — так же, как и мышцы в тренажерном зале. Привычка определенная появляется.

— Ваша первая мысль сегодня, когда шоу закончилось и вы всей командой оказались на земле?

— Первая мысль? Вот и слава Богу — все закончилось успешно! Никто не пострадал, никаких происшествий не было. А ведь чем больше народу на таких праздниках — тем больше ответственности возлагается на организаторов и, в частности, на самих летчиков. Понимаете?

— Разумеется, понимаю...

Добавим, на мочищенском аэродроме шоу подобного размаха прошло за всю историю впервые. Как теперь подтверждают эксперты, аэродром вполне «оправдал доверие». Наряду со всеми, кто вложил в организацию праздника всю свою большую душу.

Фотографии статьи
162-11.jpg