Выбрали лучшее и не ошиблись
В России зарегистрировано 13 миллионов человек с социально значимыми нарушениями слуха, в том числе один миллион детей и подростков. Однако из-за отсутствия повсеместного обследования реальные цифры намного выше официальных. Поэтому вполне оправдано внимание нашего государства к этой проблеме. И решится она отчасти за счет применения технических средств реабилитации слабослышащих. Государство выделяет на это деньги, финансируя определенные целевые программы. Но вот беда, далеко не все, кому эти программы предназначаются, знают о них.
Надеемся, что сегодняшнее интервью директора центра слуха «Мелфон-Новосибирск» Владимира ТЕРЛЕЦКОГО частично восполнит этот пробел и повысит осведомленность новосибирцев в столь важном вопросе.
— Владимир Аристархович, насколько решаема сейчас проблема потери слуха?
— Слуховые аппараты в 90 процентах случаев помогают вернуть человека к привычной для него жизни, и чем раньше он приступает к решению этой проблемы, тем легче ему привыкнуть к слуховому аппарату. Современные технические средства позволяют осуществить коррекцию очень слабого слуха, начиная от незначительного снижения на определенных частотах разговорного диапазона до глубокой его потери. А цифровая обработка звука в слуховых аппаратах открыла совершенно новые возможности слухопротезирования, позволившие максимально приблизить звуковые ощущения слабослышащего человека к естественному их восприятию. Использование их практически не имеет противопоказаний. Именно такие аппараты лучших производителей Швейцарии и Германии предлагает наш центр коррекции слуха «Мелфон-Новосибирск».
— Сомневаться в эффективности современных технологий, конечно, не приходится. Только вряд ли нашим соотечественникам по карману эти чудеса науки и техники.
— Вы, конечно, правы. Аппараты фирмы «Сименс» (Германия) или «Бернафон» (Швейцария) стоят не один десяток тысяч рублей. Но… Не все, к сожалению, знают, что у нас есть государственная программа «Реабилитация инвалидов по слуху», в рамках которой на законных основаниях можно бесплатно получить столь дорогостоящее техническое средство. Программа эта реализуется с 2005 года. Фонд социального страхования в Москве ежегодно проводит тендер на поставку слуховых аппаратов. В нем участвует много фирм, как производителей, так и их официальных дилеров. Состоялся такой конкурс и в рамках этой программы. Наш головной центр коррекции слуха стал одним из победителей конкурсных торгов и получил звание официального поставщика слуховых аппаратов для Фонда социального страхования.
— Наряду с вами такое право получили и другие фирмы?
— Да. Но у нашего центра есть существенные преимущества, потому что мы предлагаем своим клиентам лучшее, что создано в мире для решения проблем со слухом, в частности, сверхмощные цифровые аппараты фирмы «Сименс» и «Бернафон». Они помогают оживить мир звуков людям с тяжелейшей — пятой — степенью глухоты. Но за это надо побороться. Государство старается помочь людям в этой борьбе. А наш центр как проводник его политики старается так подойти к своим клиентам, чтобы они вошли в мир звуков раз и навсегда. Хорошо сказал однажды об этом генеральный директор «Мелфона» Валерий Сироткин: «Основная задача нашего центра — максимально комфортно и экономически эффективно решить вашу проблему со слухом. Восстановить возможность полноценного речевого общения любому человеку и человечку с нарушением слуха с помощью современных технических средств. Мы не просто даем слуховые аппараты. Мы даем людям возможность слушать, слышать и быть услышанными».
— Однако все мы знаем, как непросто получить бесплатное, положенное государством лекарство или техническое средство. Особенно если оно современное и дорогостоящее. Субъективный фактор, к несчастью, здесь играет важную роль. Интересы отдельных ведомств и учреждений, да что там говорить — врачей, не совпадают с интересами больных.
— Я вас понимаю. К сожалению, такое действительно есть в нашей жизни. На этом рынке тоже существует какая-никакая конкуренция. Это ведь не секрет, что те же медицинские работники приписаны к каким-то аптекам, центрам. Я, например, не припомню ни одного случая, чтобы для получения аппарата к нам направили кого-нибудь из областной больницы или детского городского сурдологического центра. При этом я заявляю авторитетно, что наши аппараты по техническим характеристикам не уступают, а в чем-то и превосходят средства реабилитации других фирм-поставщиков. Поэтому каждый слабослышащий должен знать, что у него есть право выбора. Он может обратиться в любой центр за помощью, в том числе и в «Мелфон». Только клиент решает и выбирает, где ему лучше, комфортнее и качественнее подбирают аппарат. А люди просто не знают, куда еще можно пойти со своей проблемой.
— И как же тем, кто нуждается в ваших аппаратах, перешагнуть этот бюрократический порог?
— Прежде всего к нам надо просто дозвониться или приехать в офис по улице Писарева, 53. Обращаю внимание, что рассчитывать на бесплатное получение аппарата в рамках этой программы могут только инвалиды по слуху — люди, которые уже многие годы страдают таким недугом. Порядок получения аппаратов четко регламентирован. Затем надо приехать к нам с паспортом, чтобы обследоваться. Для реализации всех возможностей современных слуховых аппаратов необходимы правильный подбор и квалифицированная настройка конкретной модели для каждого человека индивидуально. А это возможно только после тщательного обследования, проведенного специалистом-сурдологом на современном аудиологическом оборудовании. Именно это мы и делаем у себя. После того, как человек посетит наш центр, мы ему даем официальное заключение — справку о рекомендуемой модели аппарата, с помощью которого он будет хорошо слышать. Наш центр недавно лицензировался на такой вид услуг, и мы теперь выдаем официальный документ, игнорировать который не может ни одно социальное или лечебное учреждение. Далее человек берет нашу справку и идет с ней в медицинское учреждение по месту жительства. По этой справке медико-санитарная экспертиза (МСЭ) оформляет индивидуальную программу реабилитации (ИПР) — специальный бланк для инвалидов. Предварительно местный врач лор в графе «Средства реабилитации» пишет, что инвалиду рекомендованы на основании нашей справки те или иные технические средства реабилитации (марку слухового аппарата). С этой записью в индивидуальной программе реабилитации человек направляется на МСЭ, где окончательно оформляет этот документ. И, наконец, в фонде социального страхования своего района на основании выданной медико-санитарной экспертизой ИПР, а также нашей справки оформляется направление в «Мелфон». Вы приезжаете к нам и в течение часа получаете такой необходимый вам аппарат. Это достаточно просто — почти все решается по месту жительства. И никаких анализов, обследований для направления в «Мелфон» не требуется.
— А возможно ли обследоваться (протестировать слух, скажем) тоже по месту жительства?
— Варианты такие есть. Бригада специалистов «Мелфона» может выехать в любой район области для протезирования инвалидов. У нас есть такие возможности — портативная аппаратура и так далее. Для работы бригады нужны минимальные условия: комната, источник электропитания. В течение дня мы можем протестировать слух и выдать рекомендации на протезирование 20 — 30 инвалидам. Но в районе это кто-то должен организовать. Возможно, такую роль возьмут на себя местные власти. Или сами слабослышащие проявят инициативу.
— Вероятно, какие-то расходы у желающих получить аппараты все равно будут?
— Они минимальные. Причем сразу деньги никто с клиента не спросит. Консультации у наших специалистов бесплатные. Человек сначала оформит справку, а потом уже, когда приедет получать аппарат, ему надо будет иметь при себе небольшую сумму. Заплатить придется прежде всего за аудиограмму. Это стоит 250 рублей. Кроме того, мы делаем индивидуальный ушной вкладыш. Он тоже необходим. И элементную базу (батарейки) надо будет купить. На все потребуется не более тысячи рублей. Но это, согласитесь, не такие уж большие расходы для бесплатного получения аппарата за двадцать тысяч. При этом потратить эту тысячу придется в любом случае, даже если вы будете получать аппарат в другом учреждении. Но мы гарантируем высокое качество тех же индивидуальных вкладышей. Оно не идет ни в какое сравнение с качеством вкладышей, которые делают другие. Марка «Мелфон» — это же супертехнологии. Иные фирмы делают аппараты, а вкладыши заказывают у нас. И я могу сказать, что если мы помогли человеку, вытянули его на какой-то уровень, он уже будет слышать очень хорошо многие годы. Таковы конструктивные особенности наших аппаратов. Они автоматически фильтруют шумы, имеют более тонкую настройку, устойчивы к воздействию электромагнитных полей. Поэтому при их помощи можно пользоваться сотовыми телефонами. Возможности этой техники очень велики.
В прошлом году клиенты буквально заставили руководство центра «Мелфон-Новосибирск» завести «Книгу жалоб и предложений». Сколько добрых и искренних слов благодарности можно прочитать в ней. «Да, бывают в жизни чудеса, но я столкнулся с ними в первый раз», — пишет Е. В. Вишневский, внук которого протезировался в этом центре. Ребенок и разговаривать-то раньше толком не умел, потому что плохо слышал. И не общался ни с кем. По государственной программе для слабослышащих ему приобрели в «Мелфоне» цифровой аппарат. И мальчик ожил. Теперь на равных общается со сверстниками. В своей православной школе он стал победителем конкурса скульпторов.
По этой же программе в прошлом году в Новосибирском центре протезировалось много молодежи из института социальной реабилитации при НГТУ. Все остались очень довольными. «Теперь нам не приходится общаться языком жестов, — написала молодая студенческая семья, в которой и муж, и жена — слабослышащие. — Благодаря этой программе и помощи «Мелфон-Новосибирска» мы обрели свободу, узнали мир во всем его разнообразии звуков и настроений». Студенты, как известно, народ прогрессивный. Они выбрали лучшее. И не ошиблись.