USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Единственные и неповторимые

Светлана СИВАКОВСКАЯ. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



Шаг за шагом, этаж за этажом

В ожидании директора, который в разгар строительного сезона, как водится, загружен бесконечными делами и заботами, мы с главным инженером Новосибирского инженерно-строительного треста Виктором Шашловым листаем увесистый альбом. Перебираем фотографии, где запечатлены основные этапы работы на строящихся и недавно возведенных объектах.

Вот сервисный автоцентр, расположенный неподалеку от площади Труда по проезду Энергетиков. Ровно год назад здесь практически ничего не было, стройка только-только начиналась. Сегодня вместо обшарпанного фасада старого заводского цеха все прохожие и проезжие по проезду Энергетиков видят загородивший облупленные стены красавец-автоцентр. В его состав входит крупнейшая в регионе станция техобслуживания автомобилей, а также трехэтажный автосалон, где продаются китайские и французские машины. На крыше цеха по сборке автомобилей — просторная парковка, куда машины «прибывают» на подъемниках.

На Бердском шоссе НовИСТ построил еще одну подобную станцию — по обслуживанию французских автомобилей «Пежо». Есть она и на снимках, весьма приличных по качеству, но в натуре все равно лучше. Не верится даже, что каких-то пятнадцать лет назад куда менее презентабельные автоцентры, снимки которых попадались в западных журналах, казались чуть ли не шедеврами современной архитектуры. У нас-то ничего подобного и в помине не было! Теперь новосибирцы могут с гордостью за земляков сказать, что наши строители западным коллегам не уступят, а то и фору дадут.

Следующая страница. Это самый главный на сегодня объект НовИСТа — бизнес-центр на улице Красноярской. Необычная — в виде паруса — форма здания «диктует» строителям сплошные углы и повороты. Та самая архитектура со своим неповторимым лицом, которой так долго не хватало нашему юному городу. За счет таких объектов он, собственно, и становится городом, а не «большой деревней с небоскребами». Альфой и омегой подобного строительства, безусловно, всегда был и остается заказчик. Но разве возможен был бы этакий заказ без достойного исполнителя?

— Да, проект индивидуальный, — соглашается Виктор Васильевич, — и для строителей создает большие сложности и проблемы. Здесь же все нестандартное: плиты перекрытий, балки, лестничные марши, сочетание металлического каркаса с монолитными участками. Даже высота и форма этажей совершенно разные. Все это, естественно, затягивает сроки строительства.

Но и это еще не все. Три подземных этажа — технический и двухэтажная подземная парковка. И еще 18 этажей сверху, из которых три нижних скорее всего будут «общественными» — с удобными магазинами, развлекательными и деловыми центрами, а остальные займут офисы. Автопарковка займет подземное пространство участка, протянувшегося от Дома культуры железнодорожников до улицы 1905 года. При этом территория, отведенная под строительство, настолько стесненная, что даже установка башенных подъемных кранов требует сугубо творческого подхода — вплоть до заглубления рельсовых путей и возведения подпорных стен.

Как не стать миллионером

Изящные, неожиданные конструктивные решения не просто облегчают и убыстряют работу. Они и стоимость объекта снижают весьма существенно.

— Если бы мы с этого проценты получали, миллионерами стали бы! — смеется входящий в кабинет директор Новосибирского инженерно-строительного треста Владимир Балашов.

Шутки шутками, а цена каждого такого «рацпредложения» исчисляется в миллионах рублей. Можно ли на этом выгадать лично для себя? Конечно. Но это уже совсем другая работа, уверен Владимир Николаевич. Начнешь торговаться, смотреть на жизнь с точки зрения выгоды — и уйдет из жизни это непостижимое нечто, позволяющее быть в своей работе не только профессионалом, но и созидателем. Примером тому судьбы талантливых строителей, архитекторов, спортсменов, которые, подавшись в большую торговлю (экономическую, политическую — любую!), перестали быть чемпионами своего дела.

Что же касается собственно профессионализма, то решать многие проблемы позволяют прекрасные отношения Новосибирского инженерно-строительного треста с поставщиками строительных материалов и конструкций (вот она — экономическая эффективность деловой порядочности!). Например, завод ЖБИ-4 с готовностью пошел навстречу такому солидному заказчику, как НовИСТ, в изготовлении нестандартных плит перекрытия специально для нового бизнес-центра.

Проектировщики называют строящееся здание бизнес-центра уникальным — такого еще нигде никогда не было и вряд ли будет.

— Думаю, к концу лета мы его «поднимем», — отвечает Виктор Шашлов на вопрос о сроках строительства бизнес-центра на Красноярской.

Трудится на этом строительстве (если считать с субподрядчиками) порядка полутора сотен человек.

— Сейчас это самый значимый для нас объект, — говорит Владимир Балашов. — Стоит он порядка шестисот миллионов рублей, а построить его надо за два года. По сравнению с ним все остальное кажется такой мелочью!.. Хотя раньше только такую «мелочь» мы и строили.

Да, лет пять назад Владимир Николаевич с той же свойственной хорошим строителям сдержанной горячностью рассказывал о возведении коттеджей, бассейнов, автозаправочных станций. С тех пор и объемы, и этажность объектов НовИСТа изрядно выросли.

— На бизнес-центр уже зашли субподрядчики и начали «начинять» его изнутри, — продолжает рассказывать о «самом-самом» объекте директор НовИСТа. — Монтируются электропроводка, вентиляция, связь, противопожарная сигнализация. Как подумаешь, что все это надо освоить за год... Даже страшновато становится. Но мы стараемся.

— О чем-то похожем вы говорили, когда в самом разгаре было строительство многоэтажного делового центра на улице Ленина. А когда все построено, какие чувства испытываете?

— Чувство глубокого удовлетворения, — смеется Балашов. — Сдаешь объект и сразу как будто тяжелый груз с плеч. Радуешься, конечно, что построили красивое здание, и построили его хорошо. Но так, например, чтобы ездить мимо него и надуваться от гордости — такого, конечно, нет. А вообще профессия строителя очень неблагодарная.

Дифирамбов даже при отлично выполненной работе петь никто не будет — это воспримут как должное. Но случись какой-нибудь, даже независящий от нас, огрех, претензий высказывается очень много.

Отдавая должное скромности Владимира Николаевича, нельзя не сказать, что здание, возведенное трестом на улице Ленина, стало украшением Железнодорожного района. Своего рода образцом, демонстрирующим качество монтажных, отделочных и прочих строительных работ. Таким же образцом (только не гражданского, а промышленного строительства) стал автоцентр на проезде Энергетиков.

С таким коллективом можно построить всё!

Строительство бизнес-центра на Красноярской примечательно еще и тем, что здесь на каждый вид субподрядных работ претендовало от шести до десяти организаций. Так что у НовИСТа как генподрядчика было из чего выбирать. Такая популярность у субподрядных организаций объясняется все той же надежностью треста: своевременными расчетами, выполнением всех взятых на себя обязательств.

— В принципе, можно построить все, — размышляет вслух Балашов. — Главное — желание и умение.

— Но что все-таки самое главное в этом умении? Правильный подбор людей? Строгий учет всего и вся? Еще что-нибудь?

— Наверное, главное — это все-таки люди. Коллектив у нас настолько стабильный, что на каком-то этапе это начало даже вызывать некоторую тревогу, и мы занялись поиском толковых молодых специалистов. Сейчас у нас работают два молодых (одному 24 года, другому — 26) прораба.

— А как же утверждение, что главное — опыт?

— Вот это и хорошо, что есть в нашем коллективе и опытные специалисты, и те, кому его можно передать. Текучки у нас практически нет. Уходят единицы. И только те, кто, недолго проработав, увольняются — или они нам не подходят, или их не устраивает наш темп работы. А основной костяк все тот же. Это касается не только инженеров, прорабов, но и большинства рабочих.

К сожалению, ситуация в строительстве такова, что существенно повысить зарплату рабочим сейчас практически невозможно. Заказчики ищут самые недорогие варианты строительства. Инвесторы преимущественно частные и стараются больших денег не платить. Это создает предпосылки для оттока из отрасли отечественных квалифицированных кадров, замены их «дешевыми» гастарбайтерами, что не может не сказаться на качестве работ. По такому пути пошли сейчас многие строительные фирмы. Но не НовИСТ.

— Мы с гастарбайтерами вообще не работаем, — говорит Владимир Николаевич, — не приглашаем ни на какие виды работ.

— Почему? Это ведь намного дешевле?

— Во-первых, люди должны иметь паспорта, должны быть законно оформлены. И мы должны за них нести ответственность. А вдруг несчастный случай или еще что-то? За это же в первую очередь прорабу отвечать. Зачем же подставлять его и заставлять нанимать этих людей? Даже нанимая субподрядную организацию, мы стараемся иметь дело с теми, кто придерживается такого же принципа. С гастарбайтерами ведь работают преимущественно мелкие фирмы, у которых ни техники, ни офиса — только счет в банке.

А у нас такие люди работают!.. Инициативные, ответственные, классные специалисты. И строительные бригады в нашем тресте замечательные. Бригады Михаила Ивановича Безменова, Сергея Васильевича Шамеева, Алексея Анатольевича Козлова... С ними можно горы свернуть! Александр Петрович Ватутин — начальник участка, который строит бизнес-центр на Красноярской. Он же с нуля возводил многоэтажное здание на улице Красноярской. Андрей Анатольевич Бочаров в течение нескольких лет занимался строительством автозаправочных станций. Именно он с нуля и до последнего отделочного штриха занимался возведением автоцентра «Пекинский джип», а 12 июня нынешнего года сдал в эксплуатацию свой очередной объект — автоцентр «Пежо».

Помимо бизнес-центра «в работе» у Новосибирского инженерно-строительного треста две автозаправочные станции, нефтебаза, пятиэтажный дом в Криводановке. Строительство 17-этажного дома по улице Выборной определяет еще одну, ближайшую, перспективу фирмы.

Кстати, к перспективе строительного бума Балашов и его коллеги относятся с осторожностью. Резкий рост жилищного строительства, по их мнению, может принести потенциальным новоселам не меньше проблем, чем спад объемов введения жилья. Ажиотажный спрос провоцирует скачки цен на строительные материалы и, как следствие, увеличение себестоимости дефицитного квадратного метра. Словом, во всем нужна стабильность, даже в движении вперед.

А пока... Лето, разгар строительного сезона. Через два дня профессиональный праздник, а тем, кого предстоит поздравлять, вздохнуть некогда, так много работы. Вот и для нашей беседы Владимир Балашов и Виктор Шашлов едва выкроили время. И нельзя сказать, что были очень рады визиту отнимающего драгоценные минуты журналиста. Но... вашему корреспонденту это было не обидно. Потому что, во-первых, обижаться на людей, которые делают городу и его жителям такие прекрасные подарки, как бизнес-центр на улице Ленина, вообще нельзя. Во-вторых, происходя из семьи строителей, прекрасно знаю — тяжело на стройке. В принципе тяжело. Работа такая. Радости в ней немало, но и проблем не перечесть.

— Прорвемся, — улыбается на прощание Балашов. — С таким коллективом — прорвемся!

Мы — справимся! Директор Новосибирского инженерно-строительного треста Владимир БАЛАШОВ:

— Поздравляю коллектив Новосибирского инженерно-строительного треста с достигнутыми успехами, ростом объемов. Хорошо бы еще было поздравить с увеличением заработной платы, но пока не могу. Огромное спасибо прорабам, мастерам и рабочим за самоотверженный труд. За то, что даже в самые тяжелые минуты они не бросали и не бросают свою очень нужную и важную работу. За то, что все умеют и все понимают. За то, что верят: мы со всеми трудностями справимся и обязательно найдем способ повысить зарплату всем — и рабочим, и инженерно-техническим работникам. Желаю им крепости духа и того, чтобы они всегда были с нами, а мы — с ними. И, конечно же, здоровья, счастья, удачи и благополучия во всем. Поздравляю с праздником! От души поздравляю!

Фотографии статьи
154-44.jpg
154-43.jpg