Были Ясной Поляны
Наша поездка в Ясную Поляну началась необычно. В планах было стандартное знакомство с тульским краем, с особенностями его истории. Посмотрев музейные собрания Тулы и все архитектурные достопримечательности, планировали заехать и в Ясную. Ночевка в огромном шумном губернском городе энтузиазма не вызывала, но куда денешься? Она принималась, как неизбежное зло.
Все внезапно изменил разговор с хорошей знакомой: «А ведь в самой Ясной Поляне есть замечательная музейная гостиница, поезжайте туда!» Это сообщение в корне перекроило всю нашу программу, ведь пожить в комфортабельных условиях в лесной тишине да еще в непосредственной близости от знаменитой усадьбы — для нас это было просто находкой.
Безусловно, главным сокровищем Ясной Поляны были и остаются мемориальный дом и могила Толстого. Построенный еще дедом, князем Н. С. Волконским, дом был расширен писателем для своей растущей семьи, здесь прошла большая часть его жизни. Здесь же создано и большинство произведений с мировой известностью. Дом наполнен подлинными предметами обстановки семьи Толстых, вплоть до трогательных мелочей. Чудом уцелев при пожаре во время немецкой оккупации, он и сейчас производит неизгладимое впечатление. На знаменитой «чайной» веранде, где сделаны многие фотографии писателя и его близких, вас попросят надеть немемориальные тапочки. И пока вы их завязываете, просто не можете не разглядеть известных на весь мир человечков и зверюшек ограждения веранды. Их выпилила рука Льва Николаевича. Увы, до нас дошло крайне мало подлинных домов и усадеб наших великих соотечественников, большинство погибло в годы массового безумия. Еще и поэтому Ясную Поляну как реликвию трудно переоценить.
Время в усадьбе остановлено на моменте трагического ухода Толстого из Ясной. Поэтому все мемориальные объекты сфокусированы на осени 1910 года, и никаким изменениям не подлежат, это аксиома. Казалось бы, музей-заповедник мог и остановиться на показе той эпохи. Однако же нет, сотрудники Ясной Поляны уже много лет создают в сознании посетителей не «мумифицированный», а вполне живой образ дворянской усадьбы XIX — начала XX веков. Как им это удается? Просто музей, с 1996 г. возглавляемый праправнуком писателя, не стал замыкаться только на святынях и, не вторгаясь в строго мемориальное пространство, стремится показать усадьбу в ее каждодневной жизни, но максимально приближенной к прошлому.
Если при Толстом в усадьбе содержались ахалтекинцы и русские рысаки, то и сейчас на лужайке близ той же самой конюшни у дома Волконского вы увидите лошадей тех же самых пород. И не просто увидите, а прокатитесь всей компанией тенистыми аллеями в возке, а зимой — в русских санях. Территория заповедника исчисляется 240 гектарами, пешком вы успеете посетить лишь небольшую ее часть, самые знаковые места, поэтому средство передвижения, и вправду, не помешает.
А знаменитые яблоневые сады? Их Лев Николаевич упорно культивировал, и сейчас они занимают площадь в 40 гектаров. Погулять по этому яблоневому раю в пору цветения стекаются люди из разных концов мира. А вот с уборкой в урожайный год музейщики явно не справляются, поэтому традиционно приглашают всех желающих на сбор «мемориальных» яблок.
Возможно ли походить за плугом, как Толстой, я уж не знаю, но вот помахать косой в горячую пору сенокоса у туристов точно есть возможность. Поучаствовав в заготовке, вы точно будете знать, что симпатичные яснополянские лошадки всю зиму будут благодарно это сено хрупать. Здесь всюду бьет ключом живая жизнь. Купание в реке Воронке, соловьиные концерты всю ночь напролет, общительные кошки, собаки, пони и менее общительные гуси у крыльца — все это создает в усадьбе весьма натуральную, не законсервированную атмосферу.
Вопреки нашему наивному представлению, сама Ясная Поляна оказалась лишь ядром музея-заповедника с целым рядом филиалов. В трех километрах от усадьбы находится действующая станция Козлова Засека Московско-Курской дороги. Сюда множество раз приезжал сам Толстой, здесь же он встречал и провожал своих желанных гостей, и теперь на станции после серьезной реконструкции открыт маленький музей «Железная дорога в жизни Л. Н. Толстого».
Впрочем, приобщение к классику начинается гораздо раньше станции, ведь по договоренности с железной дорогой сюда по выходным из Москвы прибывает фирменный поезд-экспресс «Москва — Ясная Поляна». Вагоны каждого из трех классов оформлены оригинально и посвящены разным темам жизни и творчества Толстого, рассчитаны они исключительно на туристов, ведь обычные поезда доходят только до Тулы и в Козловой Засеке совсем не останавливаются.
Ближайший к Ясной Поляне храм находится в селе Кочаки, где сохранился фамильный некрополь. Усилиями сотрудников заповедника музеем стал и воссозданный дом старшего сына Льва Николаевича в усадьбе Никольское-Вяземское, в этом году этому филиалу исполняется 10 лет.
Сейчас мало кто из неспециалистов ответит на вопрос, к какому уезду принадлежало поместье Ясная Поляна. Ныне село Крапивна, красивейшее место на холме над рекой Упой с сохраненной исторической застройкой, переживает бедственные времена. А ведь при Толстом это был крупный уездный город, множеством нитей связанный с общественной деятельностью писателя. Программа музея-заповедника «Уездный город К.» ставит целью возрождение старинного русского городка, известного с 1389 г. Крапивненский музей «взят под крыло» яснополянцами, и в будущем после капитального ремонта там откроется интересная экспозиция.
Возрождается великолепный, уникальный для Центральной России Никольский собор, проводятся субботники по расчистке захламленных территорий, уже несколько раз прошел «Фестиваль крапивы», собравший отнюдь не только местных жителей. Сотрудники заповедника мечтают о том, что этот чистый, не изуродованный промышленностью город с сохранившимся колоритным обликом начала XX века в будущем тоже сможет принимать туристов.
Теперь пару слов о земном… В Яснополянском туристско-гостиничном комплексе такое соотношение цены и качества, что возникло желание все следующие поездки через Тульскую и сопредельные области планировать с обязательной остановкой здесь. Замечательные бытовые условия, приветливые люди, возможность снять отдельное помещение для «вечернего чая» своей компании, но самое главное — это расположение в красивом лесу, удаленном от шумящей трассы. На сегодняшний день гостиница принимает около 70 постояльцев, еще рядом открывается корпус с 6-ю номерами VIP-категории, в них заповедник сможет принимать делегации любого уровня.
Кафе «Прешпект» кормит огромное количество приезжающих в усадьбу, причем может делать это не только в своих стенах, но и на пленэре. Хитом «Прешпекта» стали блюда, приготовленные по рецептам Софьи Андреевны. Конечно, музейное кафе не справляется с потоком туристов, поэтому вопрос о возможности утолить голод на территории гостиницы остается очень актуальным. Сейчас там доступны лишь бутерброды с чаем, кофе и продукция мини-пекарни.
Не заблудиться в разнообразии объектов и экскурсионных программ помогает агентство культурного туризма «Толстой — Ясная Поляна», также ставшее подразделением заповедника. В этом году оно отмечает свое 10-летие. Туры могут быть разной продолжительности, от одного дня до недели, и на все вкусы: праздничные и образовательные, усадебные и конные, корпоративные и индивидуальные.
Теперь я хорошо представляю, что в следующий раз надо непременно приехать на фирменном поезде, поселиться в усадьбе и уже отсюда совершать поездки в Спасское-Лутовиново и Дворяниново, Елец и Задонск. Ведь именно из Ясной Поляны лучше всего познаются на редкость богатые культурные оазисы Центральной России.
На снимках: музей-усадьба Л. Н. Толстого в Ясной Поляне; фрагмент ограды Никольской церкви в с. Крапивна — филиале музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».