USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Если произошло ДТП

Вадим ГЛУХОВ. Фото Бориса МОСКВИНА



Многие из них хорошо известны — превышение скоростного режима, плохие дороги, недостаточная техническая подготовка транспортного средства... При этом в любом случае присутствует некая уверенность: обойдется! Конечно, думать о возможном скором конце — жить не захочешь. Это так, но почему не предпринять некоторые усилия по предотвращению нежелательных последствий? Большинство водителей в этом плане ограничиваются, кажется, лишь иконкой святого на лобовом стекле — убереги от беды! И даже ремень безопасности не пристегивают... А потом, когда она случается, — паникуют, совершают ошибки или даже противоправные действия.

Между тем существуют рекомендации по минимизации последствий в ДТП. Надо только поинтересоваться этой проблемой и собрать информацию.

Как себя вести и что делать, если авария все-таки произошла? Как правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения в вашу сторону? В ГИБДД поведение водителей в ДТП разделяют на несколько видов. Например, немало таких водителей, кто на месте аварии вдруг впадает в глубокую апатию или транс. Как правило, они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составлении протокола. Водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии, обычно стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают протокол, не читая... Обычно к этой категории гаишники относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию. А есть водители, которые пытаются до приезда ГИБДД исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т. д.). Как правило, в данной ситуации, особенно в условиях стресса, это не удается, и данный водитель только ухудшает свое положение. Ну и самые «сложные типы», которые обычно становятся участниками уголовных расследований, — водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способности двигаться. Иногда это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения... В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали свидетели происшествия.

Вот несколько советов для тех водителей, которые изначально настроены на соблюдение правил дорожного движения, уважение норм права. В случае ДТП не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДТП, а, наоборот, принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т. д., попытайтесь вначале мягко образумить его — а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей, — и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.

Потребуйте от работников ГИБДД зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что, по вашему мнению, может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки на месте аварии и их исправность и видимость, видимость на месте аварии и освещение, состояние дороги и погоду, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам — линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т. п.

Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля «обидчика» — известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина...

Серьезно относитесь к составлению на месте ДТП первоначальных документов, требуйте от работников ГИБДД их подробного составления. Например, не допускайте таких общих фраз, типа: «Помято левое крыло». Лучше описывать так: «Левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер»... В случае дальнейшего разбирательства, в том числе и судебного, это в значительной мере облегчит вам справедливое разрешение дела по ДТП.