Апостол любви
Продолжение. Начало в номерах за 10, 17 июня, 1, 8, 22 июля.
Здесь, на ступенях белокаменной лестницы, нас встретила матушка Серафима. Всех тепло поприветствовала, угостила прохладным витаминным напитком и подарила каждому по бутылочке освященного масла.
В тиши и прохладе красивейшего здания мы любовались росписью купола, замирали перед великолепными иконами и, конечно, имели уникальную возможность приложиться к святым нетленным мощам мучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары. Как известно, они обе живыми были сброшены в шахту под Алапаевском в Свердловской области. Игумен Серафим вместе с войсками Белой армии вывез эти мощи через Китай в Святую землю. Опасное и трудное путешествие длилось почти два года.
Сама церковь Марии Магдалины была сооружена в девятнадцатом веке на средства Александра Третьего, его сестры и братьев в память императрицы Марии Александровны. Освятили ее первого октября 1888 года во имя равноапостольной Марии Магдалины. Сегодня монастырь воистину купается в зелени цветущих дерев и кустов. Паломник может спрятаться в увитой и благоухающей беседке, дав отдых своим ногам и полету мысли. Когда поднимаешь глаза вверх, кажется, что весь сущий мир ограничен этим храмом и этой зеленью и ничего больше не существует. Быть может, именно так выглядел Эдем?!
Название Магдала звучит волшебно. В нем есть что-то притягательно-таинственное. Три открытых звука «а», словно три реки, сливаются в единый поток и придают этому слову глубину. Мы побывали в двух святых местах, посвященных Марии Магдалине. Оба они прекрасны своей неповторимостью.
В Иерусалимском монастыре, как вы уже знаете, хранятся мощи великомученицы княгини Елизаветы и инокини Варвары. На его территории (об этом я рассказывала в прошлый раз) находится фрагмент сохранившейся со времен Христа каменной лестницы, ведшей с Елеона. Еще о двух здешних святынях речь пойдет в следующих репортажах. Магдала совсем иная. Расположена она в удалении от Иерусалима, в Галилее. Современному человеку, если он не читал Ветхий Завет, особенно ту его часть, где говорится о двенадцати коленах израилевых, трудно понять, почему территория километрах в пятидесяти, а тем более в двухстах от Иерусалима в древности носила другое название. Иерусалим с прилегающей территорией — это была Иудея. Территория иудейской пустыни, где мы с вами еще побываем, — это Самария. А земли, прилегающие к Галилейскому озеру, или морю, как его называет Библия, — это и есть Галилея.
И здешняя церковь выглядит скромнее, чем иерусалимская. И территория, занимаемая православной обителью, весьма скромная. Но есть здесь свое сокровище. Магдала — родина Марии Магдалины. Она расположилась на живописнейшем берегу Галилейского моря, в Тиверии. Узкая полоска суши, метров пятьдесят, не больше, омываемая ласковым приливом. Когда смотришь с террасы на искрящуюся невозмутимую поверхность моря, невольно думаешь: разве это то самое бушующее Галилейское море, по которому Господь со своими учениками темной неуютной ночью переправлялся в лодке, и когда волны стали захлестывать хрупкое суденышко, всех кроме, него обуял страх?!
Отец Владимир, как будто прочтя это недоумение в наших глазах, заметил, что у этого моря поистине своенравный характер. И здесь действительно бывают страшные штормы, способные навести ужас и на сегодняшних мореплавателей.
Именно здесь, по преданию, из Марии Магдалины вышли семь бесов. В одном месте, где источник выходит на поверхность, мы отведали святой воды. А в другом — искупались в изумительно прозрачной нежнейшего лазурного цвета воде источника.
Скромная, но очень красивая церковь была построена не так давно, в шестьдесят втором году прошлого века, на участке, который приобрел Леонид Сенцов. История здешней обители непростая. Однажды самой обычной девочке, арабке по национальности, было видение. Красивая женщина в длинных одеждах сказала, что в этом месте надо обязательно построить храм. И ребенок как мог, своими детскими руками стал выкладывать здание будущей церкви. Когда девочка рассказала монахиням о случившемся с ней, возведение храма стало общим делом.
Вскоре после этого православных навестили представители палестинских властей, намеревавшиеся отнять земельный участок. По местному закону, если на выделенной земле не стоит храм, договор может быть расторгнут. Так Мария Магдалина руками ребенка спасла Магдалу для нас. Об этом нам поведала монахиня Феофания, оказавшаяся нашей землячкой, уроженкой Красноярска. Сегодня она живет в Магдале с двумя помощницами. Правильнее будет сказать не живет, а несет послушание, которое ей назначила матушка Георгия, настоятельница Горненского монастыря.
Когда мы посетим Горнию, матушка Георгия расскажет о том, что в более поздний период, когда прекрасная, со свежайшей, еще не просохшей росписью церковь в Магдале была готова, злоумышленник ночью устроил поджог. Ущерб был большой, но поправимый. И снова было видение. Мария Магдалина предупредила монахинь, что храм нужно восстановить как можно быстрее. Если в первый раз поджигателя поймать не удалось, то, когда он отважился прийти еще раз, был скручен и передан властям. И вновь следователи сказали, что это был не совсем психически уравновешенный человек. Точно так же поступили израильские власти, когда здесь, в Магдале, был убит православный священник.
Для нас уже не было открытием, что в этом потрясающем по красоте месте у каждой пяди земли есть хозяин и есть те, кто хотел бы завладеть ею. Прямо за увитой цветущим кустарником полутораметровой каменной оградой православной обители пролегает оживленная трасса. За ее серой лентой начинается возвышенность, усеянная роскошными отелями и частными домами. Это еврейская, а не арабская территория, что заметно сразу, как по идеальному порядку вокруг, так и по бьющему в глаза достатку казны здешнего муниципалитета и самих жителей. Патрулей на улице не видно. На первый взгляд, царят мир и лад. Только монахиня Феофания на мой вопрос, спокойная ли в Магдале обстановка сегодня, тревожным шепотом ответила: «Не спокойнее, чем в то время, когда нас пытались сжечь».
Но переживает она не из-за этого. На все воля Божья. Огорчает монахиню, что образ Марии Магдалины в последние десятилетия старались опорочить. Виной тому скорее всего незнание библейского текста. Спроси человека на улице, и он скажет, что Мария Магдалина — раскаявшаяся грешница, и ничего более. Или того хуже, что она была блудницей.
— Не могу смириться с этим поношением. Если бы Мария Магдалина была такой, как о ней говорят, она не смогла бы ходить за Христом. А ведь именно ей первой явился Господь, воскреснув. Это она сказала апостолам: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» — с чувством говорит моя собеседница. Она убеждена, что Мария Магдалина выше всех апостолов, поскольку она — апостол любви. Истинной любви к ближнему, называемой человеколюбием.