USD 99.8729 EUR 104.2310
 

Главный документ для крестьянина

Виталий ЗЛОДЕЕВ. Фото автора.



Раньше всех... И не просто ради того, чтобы отличиться, а вполне осознанно, по необходимости.

Дело за техническими деталями: утверждение на президиуме областной администрации и рассмотрение депутатами областного Совета. Самую первую ступень — утверждение на Совете по вопросам развития АПК при губернаторе области — проект прошел на днях. Споров и дебатов было немало... Одобрили единогласно, но замечаний и поправок внесли предостаточно. Ведь вопрос не проходной, животрепещущий.

Что такое Совет по вопросам развития АПК при губернаторе? Это элита аграрного сектора области, руководители самых крепких и стабильных сельхозпредприятий. Люди, что называется, от земли, лучше всех понимающие проблемы, существующие сегодня на селе. А главные из них, если ориентироваться на обозначенные в проекте закона приоритеты, — недостаточная эффективность сельхозпроизводства, проблемы с всесторонним развитием сельских территорий, слабая восстанавливаемость природных ресурсов. Если расшифровать и перевести на общедоступный язык, то государственная помощь, конкретно — из областного бюджета, будет поступать практически во все сферы жизни селян. В принципе проект конструктивен и несложен для понимания, но за последнее десятилетие ни вокруг одного из законов не шли такие бурные дебаты. Вице-губернатор Виктор Гергерт, подробно «осветивший» каждую из статей проекта закона, и губернатор Виктор Толоконский попросили участников заседания откровенно высказываться по поводу законопроекта. Получив в результате серьезную «пищу для размышления».

Если не разбирать детально каждую из статей документа, то в общих чертах о законе можно сказать следующее: в три с половиной раза — с 347 до 1300 миллионов рублей — возрастет в будущем году безвозмездная поддержка села. Предусмотрены дотации на производство зерна и животноводство, внесение удобрений и строительство жилья для специалистов, газификацию малых сел и строительство новых скважин для питьевой воды, элитное семеноводство и выращивание льна. Одним словом — практически по всем направлениям сельчане будут поддержаны областной администрацией. На первый взгляд все хорошо и понятно. Но когда дело касается больших средств, неизбежно встает вопрос распределения. Просто делить все поровну никто не будет — хозяйства, претендующие на господдержку, должны соответствовать ряду критериев. Во-первых, не иметь задолженностей по платежам в бюджетные фонды. Во-вторых, осуществить прирост реальной заработной платы по сравнению с прошлым годом. И, наконец, производить рентабельную продукцию.

Есть варианты и с другого «полюса». Например, погасить долги для ликвидации уже несуществующего предприятия или для проведения процедуры реформирования (присоединения к более сильному сельхозтоваропроизводителю). Можно рассчитывать на поддержку и при стихийных бедствиях, повлекших потерю продуктивности. Удивительно, но форс-мажорные обстоятельства никаких вопросов не вызвали, гораздо подробнее обсуждали приятные, на первый взгляд, вопросы. Общие настроения высказал директор племзавода «Ирмень» Юрий Федорович Бугаков:

— Мы можем до бесконечности спорить по статьям, куда больше денег давать, куда меньше, но все равно не придем к устраивающему всех варианту. Не в суммах дело, важно найти такие формы поддержки, которые дадут реальную отдачу. А что мы пока имеем? Большинство членов Совета — руководители крупных, экономически благополучных хозяйств. То есть те, кто и должен получить львиную долю средств. Я тут прикинул и вышло, что мое сельхозпредприятие может минимум рассчитывать на 12 миллионов безвозмездной помощи. Глупо отказываться от таких «подарков», но ведь на деле те, кто реально нуждается в помощи, ее не получат. Мы, лидеры, и так проживем, а тех, кого еще можно поднять со дна, кто поддержит? Закон, который я в целом поддерживаю, должен поощрять инициативу, стремление к росту.

Почти наверняка в окончательной редакции проекта закона будет учтено предложение руководителя АО «Лепокуровское» Баганского района Михаила Степановича Вересового, тем более что с ним согласился и губернатор. Смысл в том, что необходимо предусмотреть коэффициенты или другие градации для выравнивания условий господдержки для районов с разными климатическими условиями. Ясно, что в Чанах, Кыштовке или Северном никогда не будет таких условий для работы, как в Черепаново или Искитиме. Поэтому нелепо подходить ко всем с общим аршином — нужна дифференциация.

Депутат областного Совета Александр Владимирович Морозов добавил, что к проекту закона нужна конкретная, как минимум, трехлетняя, программа реализации и прогноз экономического эффекта. Поддержал эту мысль и Виктор Толоконский, отметивший, что сами по себе деньги не могут быть механизмом прогресса, они лишь могут создать для этого условия. Средства, которые будут вложены в село, не должны рассматриваться как бонус за былые или текущие заслуги, они должны работать, выражаясь в конкретных граммах, литрах, центнерах...

После почти двухчасового обсуждения губернатор поблагодарил членов Совета за точные и своевременные замечания:

— Теперь абсолютно уверен: над проектом закона еще нужно поработать, уточнить детали или параметры, которые при ближайшем рассмотрении оказались очень важны. Готов ради принятия доработанного проекта закона созвать внеочередное заседание президиума администрации, чтобы уже к началу осенней сессии облсовета проект мог быть представлен депутатам. При утверждении бюджета 2007 года мы уже должны иметь в виду расходы, предусмотренные на государственную поддержку.

Несмотря на всю эксклюзивность и знаковость события, нет никакого ощущения эйфории. Заранее ясно, что на первых порах будут пробуксовки с реализацией, задержки платежей из бюджета, возмущения и обиды. Основная, как мне представляется, задача на сегодня — сформировать у «среднего класса» крестьян правильное мнение о целях и механизмах господдержки. Халявы, как раньше, больше не будет. Поддержка необходима там, где еще можно что-то поддержать.

Фотографии статьи
144-15.jpg
144-14.jpg