USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Яна — сестра Оби

Борис КУЗНЕЦОВ. Член Союза журналистов России. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



В этот солнечный день главный на борту «Москвы-121» сменный капитан Виктор Мефодьевич Леонидов (капитан Михаил Иванович Злобин на свою вахту заступит через пару дней). Леонидов, похоже, из породы тех людей, которые предпочитают поменьше говорить, побольше делать. И все-таки за те несколько часов, что провел я в рубке теплохода, кое-что из его речной одиссеи мне удалось узнать.

Начинал он работать на Яне, что рождается в восточных отрогах Верхоянского хребта и бежит к морю Лаптевых. Здесь, в суровом краю Якутии, будто все реки по имени Яна. Хребет Верхоянский, залив моря Лаптевых, в который впадает Яна, — Янский, приречные города-поселки — Нижнеянск и Верхоянск. Даже полюс холода страны долгое время числился за Верхоянском, а потом «перебрался» в Оймякон. Вот между Нижнеянском и Верхоянском, разделенными речными плесами протяженностью в 700 км, и ходил десять навигаций на своем сухогрузе Леонидов, доставляя вверх по реке все, что пришло в ее адрес по морю Лаптевых. В общем, на Обь Леонидов перебрался уже заправским речником. «Заря-196», «Ракета-259» и, наконец, «Москва-121» — это уже обские вехи Леонидова.

С «Ракеты-259» началась ниточка-иголочка Злобин — Леонидов. Вместе они гоняли на «Ракете» по Оби до неблизкого Батурино, а когда Злобин ушел на «Москву-121», через год появился на ней и Леонидов. Так и трудятся рука об руку вчерашние орлы обского скоростного флота на тихоходных (скоростного флота на Оби теперь нет: ушел он «под нож» или на реки Китая).

Обязанности рулевого-моториста на смене выполняет Александр Первушин — курсант профессионального лицея № 3, в котором учат речному делу ребят. Девять классов Александр кончал в сугубо сухопутном Венгерово, а избрал для учебы речной лицей.

— Дядька мой, Владимир Михайлович Сивухин, долго капитанил на Ангаре, во многом благодаря его влиянию я и отправился в речники, — рассказывал Саша в те несколько минут, что были у него свободными до отправления в рейс.

А в роли матроса-проводника, который до нынешней навигации именовался матросом-кассиром, уже много лет ходит на теплоходе Татьяна Михайловна Бастрыкина. Она работает на его борту 15 лет. Пришла еще, когда капитаном «Москвы-121» был предшественник Злобина — Анатолий Георгиевич Продайко.

— Последние десять лет служу реке и новосибирцам под командованием Злобина. Уходить пока не думаю, может, придет такая пора, что станет капитаном наш сегодняшний второй штурман Евгений Новосельцев. Парень он грамотный, выпускник НКРУ имени Семена Дежнева, в работе старательный.

Такая рокировка в рубке «Москвы-121» если и случится, то не скоро: до капитанских шевронов Евгению надо пройти еще две обязательные ступени — первого штурмана и сменного капитана. Для взятия этих речных рубежей потребуется несколько обских навигаций.

Возможно, в силу характера, а может, от общения с большим числом пассажиров (Злобин или Леонидов в рубке, рулевой-моторист — там же или в машинном отделении) Татьяна Михайловна самая разговорчивая на борту теплохода.

— Я, честно говоря, на берег не спешу: прикипела к реке, привыкла к ней. Правда, все жду не дождусь, когда нам станут платить за нашу работу «поприличней». Если это не случится, как бы новосибирский пассажирский флот на нас и не закончился.

Думаю, что мысли, высказанные Татьяной Михайловной на правах речника со стажем, готовы произнести многие работники новосибирского пассажирского флота. Может быть, что-то в их судьбе изменится к лучшему с созданием по весне новой структуры — ООО «Речные круизы». Во всяком случае, экипажи судов типа «Москва» на это надеются.

Ну а пассажиры «Москвы» за эти несколько часов получили уникальную возможность отрешиться от суеты, подышать свежим речным воздухом, полюбоваться природными пейзажами и городскими видами с борта красавца-теплохода.

На снимках: (слева направо) ветеран речного флота Виктор Леонидов и его помощник, выпускник Новосибирского командного речного училища 2006 года Сергей Вавилов во время рейса; на обских просторах.

Фотографии статьи
140-16.jpg