Компьютер — друг, воспитанный тобой
Мы побывали в Новосибирском центре медицинской профилактики, где состоялся семинар для врачей и среднего медицинского персонала «Компьютерная зависимость — общая беда». Первую публикацию, посвященную этой теме, смотрите в номере газеты за 8 июля.
Сегодня мы продолжаем разговор и даем советы специалистов о правильном пользовании компьютером.
Откуда «ноги растут»?
Любая зависимость, включая компьютерную, формируется в благоприятной для этого социальной среде. Особое значение имеет социальная почва конкретной семьи. Предрасположенность к зависимости формируется прежде всего в неблагополучных семьях, в которых мало занимаются воспитанием детей и подростков. Причем внешне эта семья может выглядеть благопристойно. Но между родителями и детьми там недостает доверия, заботы, любви.
В «группу риска» попадают семьи, где родители или близкие родственники являются наркоманами, алкоголиками, любителями азартных игр, а также компьютерными «фанатами». Специалисты кафедры психиатрии Новосибирской медицинской академии говорят, что предрасположенность к уходу от реальности формируется также в семьях, где преобладает «престижное» воспитание. Словом, зависимость быстрее возникает у детей, у которых близкое окружение породило стойкие негативные чувства — вины, стыда, неполноценности, недоверия к людям.
«Провокаторы» агрессии
Необходимо следить за тем, чтобы в информационное пространство семьи не проникали «провокаторы» агрессивного поведения детей и подростков — так называемые игры активных действий. Их называют также «бегалки», «стрелялки». Знакомство с подобными играми таит опасность. По мнению Светланы Кушаковой, психолога новосибирского городского психиатрического диспансера № 2, они формируют у детей безответственность и неадекватное отношение к себе. В игре тебя убили, одна только «жизнь сгорела» — в запасе есть еще несколько жизней...
В играх юный пользователь играет роль виртуального победителя. Возвращаясь в реальный мир, он видит себя другим. Возникает конфликт самооценок. Пример из ее практики:
— Один игрок говорил мне: «В реальном мире я чувствую себя беззащитным. У меня нет того оружия, которым я могу победить врагов».
Развлекательные компьютерные игры, допускающие жестокость со стороны игрока, моделируют враждебность и безжалостность к «чужим». В игре вовремя расстрелял противника — спасся. Это переводится на реальный мир: ребенок начинает думать, что он «окружен врагами».
Специалисты отмечают также, что многие компьютерные игры не требуют от детей терпения и воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Они вырабатывают привычку к бездумности и легкому достижению цели. У ребят, безусловно, вырабатывается быстрота реакций, но при этом теряется способность к сосредоточенности, необходимой для учебы. После двух лет увлечения играми дети часто не могут связать двух слов и переходят на «милитаристские» возгласы и междометия: «бац-бац», «бах-ба-бах».
Позитив? Негатив?
Родителям и педагогам, использующим компьютерные обучающие программы, следует знать, что ребенок или подросток может реально получить в общении с компьютером.
Компьютер обладает большим набором изобразительных средств и способствует развитию художественных и конструкторских способностей. Можно рисовать и экспериментировать сколько угодно, создавая тончайшие оттенки цветов. Можно легко стирать ненужное.
Позитивный результат: при использовании обучающих программ формируется деловая мотивация, совершенствуется логическое мышление, умение прогнозировать. Пользователь, который с компьютером на «ты», сам выбирает стратегию самообучения, меняет по своему усмотрению стратегию решения задач, пользуется разным по уровню сложности материалом и разнообразными видами компьютерной помощи. Компьютер помогает формировать такие качества, как аккуратность, точность, рационалистичность, организованность.
Вместе с тем компьютер сам творить не может, как не может и научить творить ребенка. Творчество — способность, присущая только человеку, особый тип мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Это утверждают специалисты Российской академии образования. По мнению доктора медицинских наук, члена-корреспондента РАО Людмилы Александровны Леонтьевой, постоянное и длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность, приучая действовать по определенному образцу, алгоритму и закрепляя шаблонность мышления.
К сожалению, многие родители упускают момент, когда негатив перевешивает позитив. Компьютерная зависимость нередко принимается за безобидную, а то и «уважительную» увлеченность компьютером.
Знайте, если подросток проводит за компьютером 30 — 50 часов в неделю, если отдельные сеансы могут длиться по 14 — 16 часов, это говорит о периоде максимальной зависимости.
Когда зависимость с годами снижается, человек проводит за компьютером 20 — 30 часов в неделю и длится сеанс 4 — 5 часов. Сами игроки связывают снижение зависимости с процессами личностного роста и созревания. Как правило, это происходит к 18 — 23 годам.
— Конечно, можно подождать, говоря: «Повзрослеет и сам поймет, что компьютерные игры не так уж важны и интересны», — завершает свой урок психолог Светлана Кушакова. — Но при этом можно упустить очень многое: получение образования, профессии. У человека, плененного общением с компьютером, могут обостряться невротические особенности личности, возникать серьезные отклонения в психическом развитии, поэтому не пускайте компьютерные игры на самотек.
«Компьютерная зависимость — это фактически информационная зависимость, результат воздействия на подсознание. Такое воздействие сложнее идентифицировать и оценить его масштабы. Трудно определить даже понятие «доза», сколько времени вредно играть на компьютере».
Валентина МАКАШОВА. Главный детский психиатр Новосибирска.