Бизнес должен отвечать за то, что он умеет делать.
Но куда денешь беспризорных детей?
Летний цейтнот внес коррективы, до минимума ограничив участие исполнительной власти и еще менее того — представительной. Евгений Николаевич Кулинич, рассказавший собравшимся о социальных программах, реализуемых на Западно-Сибирской железной дороге, выступал скорее как заместитель начальника дороги, чем как депутат областного Совета депутатов, и вскоре покинул зал заседаний.
«Первые лица», обещанные пресс-релизом, Андрей Григорьевич Филичев и Надежда Николаевна Болтенко (председатель не только Новосибирского городского Совета депутатов, но и общественного совета «Социальное партнерство», которое и выступило одним из инициаторов проведения данной конференции), отсутствовали, сославшись на занятость на другом совещании также по социальным проблемам.
Что же касается общественных организаций, самой активной и самой эмоциональной части общества, способной сделать данный диалог острым, то они были представлены человеком, который периодически задавал выступавшим неудобные вопросы, но сам собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу так и не высказал и, к слову, не представился, оставшись безымянным. Можно было бы считать мероприятие неудавшимся, если бы не старая российская мудрость: нет худа без добра. В отсутствие вышеназванных лиц представители различных бизнес-структур смогли откровенно и без ограничений высказаться по различным аспектам заявленной проблемы. И это было небезынтересно, если не сказать более.
Кстати, о двух кусочках хлеба, один из которых следует съесть самому, а второй отдать ближнему. Как бы ни менялась ситуация в обществе, разговор о социальных инвестициях непременно перетекает в беседу о благотворительности и спор о том, есть ли у имущих желание поделиться частью своих доходов с неимущими. Будь то собственные работники или социально незащищенные слои общества. Еще один неизбежный момент — сравнение российского опыта с зарубежным. Что касается второго, этот аргумент был отметен сразу. Один из участников дискуссии резонно заметил, что в большинстве развитых европейских стран местным органам власти не приходится убеждать бизнесменов поддерживать материально детский дом или другое сиротское учреждение, потому что там эта проблема либо решена в корне, либо успешно решается самим государством, а бизнес занимается своим делом. Пироги печет пирожник, а сапоги шьет сапожник. А вот разговор о лишнем кусочке хлеба, которым следовало бы делиться, получился весьма интересным. Особенно в части, как именно делиться и с кем. И рассчитывать ли на благодарность государства в лице различных властных структур.
Как мы с вами, простые граждане, представляем себе социально ответственный бизнес? Пожалуй, так. Он, как минимум, не ухудшает социальную обстановку в регионе. Не выбрасываются на улицу без средств к существованию «лишние» работники. Действует система социальной поддержки как молодых специалистов, так и ветеранов производства. И оказывается помощь, как принято именовать куцым языком официоза, материнству и детству.
В этом отношении любопытно было узнать некоторые подробности сегодняшней социальной политики железнодорожного ведомства, которая в условиях акционирования отрасли претерпела изменения. Евгений Николаевич Кулинич, заместитель начальника дороги как раз по социальной сфере, рассказал об этом подробно, сделав акцент на новациях.
Безусловно, акционерное общество пересмотрело структуру доходов и расходов, передало часть своей соцсферы муниципалитетам, осуществило реструктуризацию ряда предприятий и провело оптимизацию кадров. Но, несмотря на это, по оценке самих железнодорожников, уровень социальной защищенности работников и ветеранов железной дороги не пострадал.
Строятся дома ветеранов. Активно развивается собственная система ипотечного кредитования строительства жилья, причем воспользоваться ее услугами могут даже молодые специалисты. Сохранена собственная сеть медицинских и образовательных, культурных и спортивных учреждений. С 2002 года работники, выходящие на пенсию, получают не только государственную, но и отраслевую пенсию, которая по размеру не меньше первой. Еще немало моментов, достойных внимания, но я хочу сделать акцент на двух. Первый — железнодорожники по-прежнему, как и в советское время, берут выпускников школ с линии (читай, из сельской местности) и по целевым направлениям обучают их в своих техникумах и вузах. В общей сложности исполнение коллективного договора Западно-Сибирской железной дороге обошлось в сумму шесть с половиной миллиардов рублей.
Второй момент — наличие собственного благотворительного фонда, который помогает решать многие социальные вопросы, в том числе оказание адресной помощи нуждающимся. В благотворительный фонд сами работники добровольно перечисляют часть своего заработка. Таким образом, каждый из них лично для себя решает проблему двух кусочков хлеба: делиться или не делиться. В конце концов, все сводится к нравственному выбору.
Участники конференции согласились с тем, что железнодорожники — одна из самых корпоративно защищенных категорий населения. Если по отношению к дороге эпитет «государство в государстве» стал вещью обыденной, то такой термин, как градообразующее предприятие, распространен меньше. Мы говорим сейчас о высоком значении этого понятия, то есть о предприятии, которое не только дает работу местному населению, но и всемерно способствует экономическому, социальному, культурному и прочему развитию территории. Такие примеры есть. В частности, на конференции много говорилось об опыте компании СУАЛ, поднимающей из нищеты целые поселки на базе собственных программ сотрудничества с органами местного самоуправления. Случай же с аэропортом Толмачево и вовсе можно считать уникальным. Мало того, что значительная часть жителей города Обь работает либо в самом аэропорту, либо в связанных с ним структурах, так в результате последних декабрьских выборов еще и большинство депутатских мандатов досталось работникам Толмачево. Рассказала об этом представитель аэропорта и, кстати, депутат горсовета города Обь Галина Васильевна Климова.
По ее словам, теперь у предприятия есть реальная возможность не просто помогать власти развивать город, но и реально влиять на принятие решений. И отвечать за эти решения. А если учесть, что совсем недавно на должность заместителя мэра Оби был назначен бывший ответственный работник аэропорта Толмачево, то у здешней исполнительной и законодательной власти в содружестве с бизнесом есть прекрасный шанс реализовать серьезные социальные программы. А о том, насколько они будут успешны, судить людям. Следующие выборы покажут, нравится гражданам, когда бизнес идет во власть, или нет.
Другие участники встречи, в их числе представители Новосибирского филиала «Альфа-банка», акционерного общества «Новосибирскэнерго» и других крупных компаний, рассказали о своем опыте в реализации социальных проектов. В частности, «Альфа-банк» выбрал для себя несколько главных направлений, в том числе поддержку международного фонда защиты дикой природы и помощь больным детям — программу «Линия жизни». Подобно тому, как железнодорожники отчисляют часть заработанных денег в благотворительный фонд, так сотрудники банка могут оказывать помощь больным детям, причем каждый из них может через компьютерную программу выбрать конкретного ребенка и отслеживать в дальнейшем его судьбу, процесс выздоровления малыша. По словам Ольги Викторовны Кемпель, в целом по России благодаря этой программе «Альфа-банка» уже спасено более пятисот девчонок и мальчишек.
Что это — благотворительность или социальные инвестиции? Вопрос не простой. Как справедливо было замечено одним из выступавших, несколько лет назад благотворительность была данью моде. Бизнес-структуры совершали акт милосердия и таким образом громко заявляли о себе. В общем-то и сегодня многие признают, что участие в реализации социальных проектов приносит предприятию такие «дивиденды», как формирование положительного облика компании, большее доверие общества и власти к ней, более устойчивое положение на рынке и другие связанные с этим моменты. Немаловажные. Но если раньше благотворительность как бы выставлялась напоказ, то теперь она «уходит в тень». Общество часто не видит и не знает о том, что многие компании и фирмы шефствуют над сиротскими учреждениями, оказывают адресную помощь одиноким больным старикам и так далее. Говорить об этом во весь голос стало дурным тоном. Наконец-то. Можно сказать, что бизнес стал более нравственным, он больше не кичится участием в благотворительности, а считает это естественным, нормальным, обыденным. Теперь речь идет об участии крупного и среднего бизнеса именно в социальных инвестициях.
Игорь Николаевич Носов, представитель компании «Филип Морис Сэйлз энд Маркетинг», пояснил, как он понимает социальную ответственность бизнеса, и ответил на вопрос, почему компания отдает предпочтение проектам, связанным с поддержкой студенчества.
— Социальная ответственность компаний, на мой взгляд, — это выплата налогов в полном объеме, забота о потребителе, то есть выпуск качественного товара и оказание качественных услуг плюс забота о своих сотрудниках. И само собой разумеющееся соблюдение законодательства в сфере экологии и других сферах. К сожалению, наша страна на сегодня не дошла до того уровня развития, когда бы бизнес занимался только свойственной ему функцией, а социальную функцию полностью выполняло государство. Так вот, пока этого нет, мы должны вкладывать деньги в развитие социальной сферы, чтобы приблизить тот самый момент. Этим и объясняется наш выбор приоритета — поддержки студенчества. Чем более образованным и грамотным будет население России, тем быстрее страна выйдет на новую ступень развития.
Именно этим компания объясняет свое участие в различных молодежных проектах, в том числе в программе «Уникальный ресурс Сибири», даже в тех регионах, где у нее нет прямого собственного интереса. Любопытный момент: на фабрике в Ленинградской области девяносто восемь процентов персонала, даже на рядовых должностях, — специалисты с высшим образованием. Но интересно не это. А то, что оказалось большой проблемой найти грамотного работника со средним специальным образованием. И теперь компания «Филип Морис» намерена обратить свое внимание на поддержку не только высшего образования, но и его «младшего брата» — системы профтехобразования.
В этом русле и шел разговор, пока слово не взяла Юлия Александровна Ларионова, специалист по связям с общественностью компании «БФК».
— Рассказ компаний об их социальных проектах, конечно, интересен, но, на мой взгляд, у нас получается не конференция, а демонстрация визитных карточек. Вы же чувствуете, что идет однобокий разговор. Здесь в основном присутствуют представители бизнеса. А ведь у нас очень много вопросов к власти, и, наоборот, наверняка власти было бы что спросить у компаний. В частности, я ждала разговора о том, почему сегодня каждый варится в своем соку. Где же стимулирование государством социально ориентированного бизнеса? Конкурсы, грамоты, дипломы — это все очень хорошо в качестве морального поощрения. Сотрудникам компании приятно знать, что их организация не только добивается коммерческого успеха, но и делает добро, у них появляется дополнительный стимул к труду. Все это важно. Но на этом все и заканчивается. Мне жаль, что не получилось живого диалога, — сказала она.
Эту мысль поддержали и другие участники конференции, заметив, что от рабочих совещаний с участием трех сторон — власти, бизнеса и общественных организаций — практического толка было бы больше, чем от выступлений на конференции. Ответ на вопрос, о чем бы вы спросили губернатора, присутствуй он здесь, прозвучал так: «Намерена ли власть учитывать при проведении тендеров и конкурсов то, насколько активно компании участвуют в социальных проектах?» Также говорили о возможности принятия федеральным и местным законодателем решений об освобождении от налогов части прибыли, направляемой на социальные проекты. Но это разговор не новый и пока, как показывает практика, к сожалению, бесперспективный.
На одном из «круглых столов» речь шла о едином социальном отчете. Участники разговора решили, что западные образцы слишком громоздки и не подходят для наших реалий, поэтому стоит разработать свой, более удобный вариант. Закончилась конференция принятием обращения ее участников к Федеральному собранию РФ, правительству, органам государственной власти и местного самоуправления, а также к бизнес-компаниям и частным благотворителям. В нем резюмировано все, о чем шла речь во время дискуссии. В частности, предложения к региональной власти содержат следующие моменты: разработать меры по стимулированию развития социальной ответственности бизнеса; ввести критерии социальной ответственности компаний в планы инвестиционного развития региона; способствовать созданию механизмов взаимодействия бизнеса и общественных организаций в реализации социально значимых проектов.