USD 99.8729 EUR 104.2310
 

Бизнес должен отвечать за то, что он умеет делать.
Но куда денешь беспризорных детей?

Елена КОСТИНА. Фото автора.



Летний цейтнот внес коррективы, до минимума ограничив участие исполнительной власти и еще менее того — представительной. Евгений Николаевич Кулинич, рассказавший собравшимся о социальных программах, реализуемых на Западно-Сибирской железной дороге, выступал скорее как заместитель начальника дороги, чем как депутат областного Совета депутатов, и вскоре покинул зал заседаний.

«Первые лица», обещанные пресс-релизом, Андрей Григорьевич Филичев и Надежда Николаевна Болтенко (председатель не только Новосибирского городского Совета депутатов, но и общественного совета «Социальное партнерство», которое и выступило одним из инициаторов проведения данной конференции), отсутствовали, сославшись на занятость на другом совещании также по социальным проблемам.

Что же касается общественных организаций, самой активной и самой эмоциональной части общества, способной сделать данный диалог острым, то они были представлены человеком, который периодически задавал выступавшим неудобные вопросы, но сам собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу так и не высказал и, к слову, не представился, оставшись безымянным. Можно было бы считать мероприятие неудавшимся, если бы не старая российская мудрость: нет худа без добра. В отсутствие вышеназванных лиц представители различных бизнес-структур смогли откровенно и без ограничений высказаться по различным аспектам заявленной проблемы. И это было небезынтересно, если не сказать более.

Кстати, о двух кусочках хлеба, один из которых следует съесть самому, а второй отдать ближнему. Как бы ни менялась ситуация в обществе, разговор о социальных инвестициях непременно перетекает в беседу о благотворительности и спор о том, есть ли у имущих желание поделиться частью своих доходов с неимущими. Будь то собственные работники или социально незащищенные слои общества. Еще один неизбежный момент — сравнение российского опыта с зарубежным. Что касается второго, этот аргумент был отметен сразу. Один из участников дискуссии резонно заметил, что в большинстве развитых европейских стран местным органам власти не приходится убеждать бизнесменов поддерживать материально детский дом или другое сиротское учреждение, потому что там эта проблема либо решена в корне, либо успешно решается самим государством, а бизнес занимается своим делом. Пироги печет пирожник, а сапоги шьет сапожник. А вот разговор о лишнем кусочке хлеба, которым следовало бы делиться, получился весьма интересным. Особенно в части, как именно делиться и с кем. И рассчитывать ли на благодарность государства в лице различных властных структур.

Как мы с вами, простые граждане, представляем себе социально ответственный бизнес? Пожалуй, так. Он, как минимум, не ухудшает социальную обстановку в регионе. Не выбрасываются на улицу без средств к существованию «лишние» работники. Действует система социальной поддержки как молодых специалистов, так и ветеранов производства. И оказывается помощь, как принято именовать куцым языком официоза, материнству и детству.

В этом отношении любопытно было узнать некоторые подробности сегодняшней социальной политики железнодорожного ведомства, которая в условиях акционирования отрасли претерпела изменения. Евгений Николаевич Кулинич, заместитель начальника дороги как раз по социальной сфере, рассказал об этом подробно, сделав акцент на новациях.

Безусловно, акционерное общество пересмотрело структуру доходов и расходов, передало часть своей соцсферы муниципалитетам, осуществило реструктуризацию ряда предприятий и провело оптимизацию кадров. Но, несмотря на это, по оценке самих железнодорожников, уровень социальной защищенности работников и ветеранов железной дороги не пострадал.

Строятся дома ветеранов. Активно развивается собственная система ипотечного кредитования строительства жилья, причем воспользоваться ее услугами могут даже молодые специалисты. Сохранена собственная сеть медицинских и образовательных, культурных и спортивных учреждений. С 2002 года работники, выходящие на пенсию, получают не только государственную, но и отраслевую пенсию, которая по размеру не меньше первой. Еще немало моментов, достойных внимания, но я хочу сделать акцент на двух. Первый — железнодорожники по-прежнему, как и в советское время, берут выпускников школ с линии (читай, из сельской местности) и по целевым направлениям обучают их в своих техникумах и вузах. В общей сложности исполнение коллективного договора Западно-Сибирской железной дороге обошлось в сумму шесть с половиной миллиардов рублей.

Второй момент — наличие собственного благотворительного фонда, который помогает решать многие социальные вопросы, в том числе оказание адресной помощи нуждающимся. В благотворительный фонд сами работники добровольно перечисляют часть своего заработка. Таким образом, каждый из них лично для себя решает проблему двух кусочков хлеба: делиться или не делиться. В конце концов, все сводится к нравственному выбору.

Участники конференции согласились с тем, что железнодорожники — одна из самых корпоративно защищенных категорий населения. Если по отношению к дороге эпитет «государство в государстве» стал вещью обыденной, то такой термин, как градообразующее предприятие, распространен меньше. Мы говорим сейчас о высоком значении этого понятия, то есть о предприятии, которое не только дает работу местному населению, но и всемерно способствует экономическому, социальному, культурному и прочему развитию территории. Такие примеры есть. В частности, на конференции много говорилось об опыте компании СУАЛ, поднимающей из нищеты целые поселки на базе собственных программ сотрудничества с органами местного самоуправления. Случай же с аэропортом Толмачево и вовсе можно считать уникальным. Мало того, что значительная часть жителей города Обь работает либо в самом аэропорту, либо в связанных с ним структурах, так в результате последних декабрьских выборов еще и большинство депутатских мандатов досталось работникам Толмачево. Рассказала об этом представитель аэропорта и, кстати, депутат горсовета города Обь Галина Васильевна Климова.

По ее словам, теперь у предприятия есть реальная возможность не просто помогать власти развивать город, но и реально влиять на принятие решений. И отвечать за эти решения. А если учесть, что совсем недавно на должность заместителя мэра Оби был назначен бывший ответственный работник аэропорта Толмачево, то у здешней исполнительной и законодательной власти в содружестве с бизнесом есть прекрасный шанс реализовать серьезные социальные программы. А о том, насколько они будут успешны, судить людям. Следующие выборы покажут, нравится гражданам, когда бизнес идет во власть, или нет.

Другие участники встречи, в их числе представители Новосибирского филиала «Альфа-банка», акционерного общества «Новосибирскэнерго» и других крупных компаний, рассказали о своем опыте в реализации социальных проектов. В частности, «Альфа-банк» выбрал для себя несколько главных направлений, в том числе поддержку международного фонда защиты дикой природы и помощь больным детям — программу «Линия жизни». Подобно тому, как железнодорожники отчисляют часть заработанных денег в благотворительный фонд, так сотрудники банка могут оказывать помощь больным детям, причем каждый из них может через компьютерную программу выбрать конкретного ребенка и отслеживать в дальнейшем его судьбу, процесс выздоровления малыша. По словам Ольги Викторовны Кемпель, в целом по России благодаря этой программе «Альфа-банка» уже спасено более пятисот девчонок и мальчишек.

Что это — благотворительность или социальные инвестиции? Вопрос не простой. Как справедливо было замечено одним из выступавших, несколько лет назад благотворительность была данью моде. Бизнес-структуры совершали акт милосердия и таким образом громко заявляли о себе. В общем-то и сегодня многие признают, что участие в реализации социальных проектов приносит предприятию такие «дивиденды», как формирование положительного облика компании, большее доверие общества и власти к ней, более устойчивое положение на рынке и другие связанные с этим моменты. Немаловажные. Но если раньше благотворительность как бы выставлялась напоказ, то теперь она «уходит в тень». Общество часто не видит и не знает о том, что многие компании и фирмы шефствуют над сиротскими учреждениями, оказывают адресную помощь одиноким больным старикам и так далее. Говорить об этом во весь голос стало дурным тоном. Наконец-то. Можно сказать, что бизнес стал более нравственным, он больше не кичится участием в благотворительности, а считает это естественным, нормальным, обыденным. Теперь речь идет об участии крупного и среднего бизнеса именно в социальных инвестициях.

Игорь Николаевич Носов, представитель компании «Филип Морис Сэйлз энд Маркетинг», пояснил, как он понимает социальную ответственность бизнеса, и ответил на вопрос, почему компания отдает предпочтение проектам, связанным с поддержкой студенчества.

— Социальная ответственность компаний, на мой взгляд, — это выплата налогов в полном объеме, забота о потребителе, то есть выпуск качественного товара и оказание качественных услуг плюс забота о своих сотрудниках. И само собой разумеющееся соблюдение законодательства в сфере экологии и других сферах. К сожалению, наша страна на сегодня не дошла до того уровня развития, когда бы бизнес занимался только свойственной ему функцией, а социальную функцию полностью выполняло государство. Так вот, пока этого нет, мы должны вкладывать деньги в развитие социальной сферы, чтобы приблизить тот самый момент. Этим и объясняется наш выбор приоритета — поддержки студенчества. Чем более образованным и грамотным будет население России, тем быстрее страна выйдет на новую ступень развития.

Именно этим компания объясняет свое участие в различных молодежных проектах, в том числе в программе «Уникальный ресурс Сибири», даже в тех регионах, где у нее нет прямого собственного интереса. Любопытный момент: на фабрике в Ленинградской области девяносто восемь процентов персонала, даже на рядовых должностях, — специалисты с высшим образованием. Но интересно не это. А то, что оказалось большой проблемой найти грамотного работника со средним специальным образованием. И теперь компания «Филип Морис» намерена обратить свое внимание на поддержку не только высшего образования, но и его «младшего брата» — системы профтехобразования.

В этом русле и шел разговор, пока слово не взяла Юлия Александровна Ларионова, специалист по связям с общественностью компании «БФК».

— Рассказ компаний об их социальных проектах, конечно, интересен, но, на мой взгляд, у нас получается не конференция, а демонстрация визитных карточек. Вы же чувствуете, что идет однобокий разговор. Здесь в основном присутствуют представители бизнеса. А ведь у нас очень много вопросов к власти, и, наоборот, наверняка власти было бы что спросить у компаний. В частности, я ждала разговора о том, почему сегодня каждый варится в своем соку. Где же стимулирование государством социально ориентированного бизнеса? Конкурсы, грамоты, дипломы — это все очень хорошо в качестве морального поощрения. Сотрудникам компании приятно знать, что их организация не только добивается коммерческого успеха, но и делает добро, у них появляется дополнительный стимул к труду. Все это важно. Но на этом все и заканчивается. Мне жаль, что не получилось живого диалога, — сказала она.

Эту мысль поддержали и другие участники конференции, заметив, что от рабочих совещаний с участием трех сторон — власти, бизнеса и общественных организаций — практического толка было бы больше, чем от выступлений на конференции. Ответ на вопрос, о чем бы вы спросили губернатора, присутствуй он здесь, прозвучал так: «Намерена ли власть учитывать при проведении тендеров и конкурсов то, насколько активно компании участвуют в социальных проектах?» Также говорили о возможности принятия федеральным и местным законодателем решений об освобождении от налогов части прибыли, направляемой на социальные проекты. Но это разговор не новый и пока, как показывает практика, к сожалению, бесперспективный.

На одном из «круглых столов» речь шла о едином социальном отчете. Участники разговора решили, что западные образцы слишком громоздки и не подходят для наших реалий, поэтому стоит разработать свой, более удобный вариант. Закончилась конференция принятием обращения ее участников к Федеральному собранию РФ, правительству, органам государственной власти и местного самоуправления, а также к бизнес-компаниям и частным благотворителям. В нем резюмировано все, о чем шла речь во время дискуссии. В частности, предложения к региональной власти содержат следующие моменты: разработать меры по стимулированию развития социальной ответственности бизнеса; ввести критерии социальной ответственности компаний в планы инвестиционного развития региона; способствовать созданию механизмов взаимодействия бизнеса и общественных организаций в реализации социально значимых проектов.

Фотографии статьи
135-10.jpg
135-09.jpg
135-08.jpg