USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Листики дерева именем Русь

Ольга ПИСКУНОВА.



Князь возлежал на шелковых покрывалах и глядел в оконце на чужие звезды и сравнивал их блеск с блеском прекрасных глаз супруги своей, мудрой и красивой Февронии. А она, улыбаясь и нежно касаясь гребнем начинающих седеть кудрей Петра, продолжала тихо: «День землей красен, а ночь — небом. Небо — терем Божий, а звезды — его окна. Из них ангелы выглядывают и подмечают, кто чего здесь творит и перед Господом за каждого ответ держат. А мы с тобой, мой супруг любимый, маленькие живые листики среди тысячи других из густой зеленой кроны скромного, но крепкого дерева именем Русь».

Такие вели беседы благоверные супруги князь Петр и княгиня Феврония, жившие в ХII веке в славном городе Муроме, где правил Петр с 1203 года.

Семь веков назад правил древним городом князь Павел. Выезжали они вместе со своим младшим братом Петром на охоту в муромские леса. Шумные, веселые и долгие были эти охоты. Зверья водилось в ту пору столько, что охотничья страсть много дней братьев из лесу не отпускала. Дьявол же, ненавидящий добро, вселился в неприязненного змея и стал летать к скучающей княгине Марии, жене Павла, превращаясь в супруга Марии. Хитростью выманила княгиня у змея треклятого, от чего ему смерть будет. «От Петрова плеча, от Агрикова меча», — нисколько не боясь своей погибели, открыл змей тайну. Дрожащая и похудевшая Мария рассказала все вернувшемуся мужу.

Князь Петр, которому было тогда шестнадцать, понял, что только он, найдя меч, сможет уничтожить змея. Понял Пётр и во весь опор помчался на злом жеребце по высокому берегу Оки. А куда летит, сам не ведает.

Влетел в густую высокую траву. Шагом пошел Петр по пряным осенним цветам. Ноги сами принесли его к невеликой Крестовоздвиженской церкви на берегу Оки. Вошел, перекрестившись. Встал против иконы Архангела Михаила с мечом. Внезапно храм озарился ярким светом, и перед побледневшим князем явился Божий Ангел. Указал он онемевшему Петру, где меч Агриков находится, и исчез.

Несколько раз принимал проклятый змей образ брата Павла. Но Богородица воротила от беса свой светлый лик. И тогда Петр, глядя на лик Богородицы, крепко уверовал, что перед ним не брат, обрушил сверкающий меч на супостата. С грохотом упала на пол зубастая страшная голова змея. Мерзкое тело затрепетало, задергалось на полу и, забрызгав Петра черной пузырящейся кровью, издохло. А измученный юный князь, когда снял сорочку, чтобы смыть с себя поганую кровь, с ужасом увидел, что все тело покрылось страшными язвами и струпьями.

Во все стороны были разосланы слуги искать искусных лекарей, потому что не могли врачи вылечить Петра от зудящих незаживающих струпьев.

Ранней весной старый слуга Аника на Вербное воскресенье поведал, что нашел лекарей целое село в Рязанской земле под названием Ласково. Аника поднял исхудавшее тело князя на руки и отнес в дорожную повозку. Привез в село, разыскал премудрую девицу Февронию, на которую указали селяне. Она согласилась вылечить князя, только если станет женой его. Но пренебрег князь Петр исцелившей его девушкой, откупиться золотом от нее хотел.

И вновь его тело покрылось зудящими струпьями. Пообещал Пётр Павлу, что повинится перед Богом и перед Февронией. На следующее утро исповедался Петр в церкви и прощены ему были грехи. Смиренно вернулся Петр в Ласково и со стыдом повинился перед Февронией и просил, не помня обиды, исцелить его и дал верную клятву взять ее себе в жены.

Уже к утру исцелился князь и решил обручиться на Петров день. Стоя в церкви рядом с Февронией перед алтарем, любовался юный князь статью и скромностью невесты и уже не стыдился ее простоты, а гордился своей избранницей.

Одни люди венчаются, у других жизнь кончается. Умер князь Павел и стал муромским князем Петр. Правил он мудро, честно и справедливо. Не по душе было кичливым боярам, что не по родовитости и богатству молодой князь выделял их, а по добрым делам. Да не по вкусу пришлась им, завистливым, Феврония, одетая в простой красный сарафан. Потребовали бояре, чтобы Пётр развелся с Февронией и женился на другой. Феврония же пусть возьмет богатства, сколько пожелает, и уходит из города. Петр с кротостью отвечал им: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет».

А Феврония ответила пьяным боярам: «Что просите, будет вам, только вы дайте мне, чего у вас попрошу!» Бояре пообещали. И услышали: «Ничего не прошу у вас, только супруга своего князя Петра».

Князь Петр, памятуя слова Спасителя «Всякий разводящийся с женой своей и женящийся на другой, прелюбодействует», решил уйти в изгнание вместе с Февронией. Он глянул в прекрасные любящие глаза жены, обнял ее за плечи и молча увел, отказавшись от княжения. Бояре (каждый из них считал себя втайне лучшим самодержцем) держали себе на уме, чтобы быть на месте князя. Они дали супругам суда.
Изгнанники поплыли по реке. На следующий день Петра и Февронию догнали из Мурома послы с известием, что в городе начались раздоры и кровопролитие: спорят меж собой бояре, кому из них княжить. И для прекращения бедствия послы от имени всего города просят у князя прощения, умоляют его возвратиться и княжить в Муроме.

Вернулись князь с супругой своей в Муром. На берегу реки встречали Петра с Февронией все жители, от мала до велика. Не захотел князь мстить боярам. Заповедовал нам Бог враждовать только против дьявола-змея. А чтобы противостоять ему, надо уступать людям и не воздавать злом на зло.

Через хулу, злословие и унижение прошли князь с княгинею с достоинством и так же спокойно, как солнце и луна совершают свое течение по небу, когда собаки лают на них с земли. Правили они в Муроме, соблюдая все заповеди Господние. Ко всем питали равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, а почитали справедливость и кротость. Жили, любя и уважая друг друга. Не зря говорят, если у мужа с женой лад — не нужен и клад. Феврония творила многие чудеса и не переставала заботиться о сирых и больных, заступалась за вдовиц с малыми детьми, бедным монастырям многое отдавала. Так и текла реченька-река их земной жизни.

Жить бы им да жить да людей радовать, только два века не проживешь, две молодости не исходишь. Пришла и к ним старость, и, предвидя скорый конец, умолили Бога дать им умереть в одно время. Завещали положить их в одну гробницу. Для этого повелели вытесать в одном камне два гроба с тонкой перегородкой.

Однажды они решили, чтобы быть ближе к Богу, уйти в монастырь. И в одно и то же время князь и княжна приняли монашество. Петр — в мужском Спасском монастыре и наречен именем Давид, а Феврония — в женском Успенском монастыре наречена Евфросиньей.

8 июля (по новому летосчислению) 1228 года супруги скончались в одно мгновение.

Нарушив завещание, их тела положили в отдельных гробах в разных монастырях, но на следующий день они оказались в одной гробнице. Снова люди пытались разлучить супругов, полагая, что погребение их в одной гробнице несовместимо с монашеским званием. Но на утро их тела снова были вместе — сам Господь принял под свое покровительство нежную, преданную супружескую любовь. И больше никто не дерзнул разлучить их.

Так и погребены они в общей гробнице в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И после смерти любящие супруги исцеляют тех, кто с верой и правдой к ним приходит.

При подготовке материала использовалась литература:
А. Трофимов «Святые жены»; Москва, 1993 г., Энциклопедия российских деревень.
Г. Юдин «Спасенная душа»; Москва, «Дрофа», 2000 г.

Фотографии статьи
131-24.jpg