Почему люди уходят жить... с компьютером?
Про «гения» и злодейство
В самом начале распространения компьютера в быту наши местные ученые-светила и известные педагоги выражали большие опасения в связи с погружением человека в виртуальное пространство и появлением интернет-сети. А моя знакомая в это время наперекор всем страхам приобрела для внука компьютер. Она считала внука, которого ей пришлось взять на воспитание, болезненным и впечатлительным, поэтому учила его в частной школе. В общем, создавала особые условия, видя в нем, ни много ни мало, признаки гениальности.
Понятно, что бабушка любила Кирилла без памяти. Она позволяла внуку, тогда учившемуся в начальных классах, сидеть за компьютером столько, сколько он захочет. Даже дед, обладавший в семье непререкаемым авторитетом, не мог наложить свое «вето» на время пребывания мальчика в виртуальном мире. Естественно, эта неглупая женщина, имеющая хорошее образование и когда-то занимавшаяся аналитической деятельностью, понимала, что все на свете имеет две стороны. Компьютер тоже может быть как благом, так и злом. Но все возможные опасения перекрывались двумя плюсами. Первый: Кирилл сидел дома — при ней, а не бегал неизвестно где. Второй: мальчик активно использует компьютерные игры, а затем стал путешествовать по сайтам в интернет, стало быть, он «развивается».
Результат теперь у нас перед глазами. Кирилл стал томиться в школе и последние классы окончил экстерном. Учиться дальше ему было «скучно». В армию не попал: оказалось, так искривлен позвоночник, что ему дали «белый билет». У парня нашли нарушения и в работе внутренних органов. Но радость, что внук не уйдет в армию, а останется при ней, заметно перекрывала огорчение бабушки из-за его состояния здоровья. Компьютер, покалечив Кирилла, принес этим и некую «пользу».
В свои двадцать семь лет, в возрасте физиологического расцвета, внешне очень видный, внук моей знакомой почти не проявляет интереса к женскому полу. Он в основном общается с компьютерами. Дома — со своим современным компьютерным арсеналом. В компьютерном клубе, где работает, он контактирует также с людьми, которые увлечены компьютерами. Гения из Кирилла, даже компьютерного, явно не вышло, но бабушка говорит, что довольна результатом, хотя дежурить в клубе ему регулярно приходится по ночам, и это очень вредно для его здоровья. Хотя внук строго-настрого запрещает ей входить в его комнату даже в его отсутствие — это его зона, — ей мнится, что он до сих пор остается «при ней». К тому же он, не имея своей семьи, отдает часть зарплаты старикам. Полагая, что такой поступок — серьезный аргумент в ее собственной игре с компьютером, который взрастил внука, она говорит с нажимом, не допускающим сомнений: «Вот, я хорошо парня воспитала!»
Рассказать эту печальную историю мне пришлось, потому что она во многом типична. Эгоизм и самомнение часто мешают родителям давать ребенку то, что сделает его подлинно счастливым человеком. Вместо гармоничного познания жизни и реализации себя в ней — «прятки» за ценностями, навязанными недальновидными взрослыми, а затем и уход от реальности. Когда сформировалась не только компьютерная зависимость, но и нелюдимый характер, стиль жизни анахорета и способ существования компьютерной «улитки», человеку помочь очень трудно. Родители уповают в этом случае на создание семьи, которая на самом деле редко что-либо меняет в привычном укладе жизни компьютерного пленника. А потом смиряются с «невозвращенцем»: «Что выросло, то выросло».
Чувство Пигмалиона
Психологи и психиатры замечают, что все большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями в мире виртуальных образов. Дело в том, что компьютерный мир, в который погружается и который творит юный пользователь, очень красочный, динамичный, увлекательный. У ребенка нередко возникает чувство, которое посетило скульптора Пигмалиона, который создал прекрасную статую девушки и влюбился в нее. В 6—7 лет ребенок еще не в состоянии различить обыденную и виртуальную реальность. В его сознании они переплетаются.
Пройдя через множество компьютерных битв, победив всех чудовищ, ребенок и наяву продолжает виртуальный поединок: ставит себя выше родителей, взрослых, мнит себя хозяином Вселенной, не может обрести реальное «я».
— В нашей стране пока нет исследований, какой процент ребятишек и взрослых страдают компьютерной зависимостью. Но, по мнению специалистов, среди детей — не менее 10 — 14 процентов. У этой зависимости есть общие черты, которые выражаются в появлении определенных симптомов, — рассказала при нашей встрече Светлана Кушакова, психолог новосибирского городского диспансера № 2 для детей и подростков.
У ребенка, увлеченного компьютером, повышается настроение, затем появляется и чувство эйфории. Увеличивается количество времени, проводимое им за компьютером. Проявляется невозможность остановиться. Игрок говорит: «Сейчас, я только доиграю...» Это может длиться много-много часов.
Возникают нелады в отношениях с семьей и друзьями. У игрока на близких не хватает времени. Если родные хотят сократить время пребывания его за компьютером, у него портится настроение. Возникает чувство пустоты, человек раздражается, впадает в депрессию.
Начинаются проблемы в учебе, на работе. Человек выкручивается, лжет. Дети прогуливают школу, убегают из дома. Рейды по компьютерным залам показывают, что там находится немало безнадзорных подростков, которые числятся в розыске. Порой родители сами позволяют детям играть по ночам в компьютерных клубах. Пишут записку: «Разрешаю ночью находиться в компьютерном зале...» Бывает, ребенок уходит утром из дома и возвращается только на следующее утро. Конечно, владельцы компьютерных залов нарушают правила и законы. Они не имеют права разрешать несовершеннолетним находиться там в ночное время.
Люди, чрезмерно увлеченные компьютером, начинают нерегулярно питаться — тут же, за монитором, чем-нибудь перекусывают всухомятку. Пренебрегают личной гигиеной, забывают об опрятности в одежде. У них часто бывают поражения нервных стволов руки, связанные с длительным перенапряжением. Болят глаза и голова, появляются боли в спине от длительной статической позы.
Увлечен — привязан — зависим
Чем больше человек пленяется общением с компьютером, тем труднее ему дается переход от виртуальных процессов к реальным вещам. Специалисты различают стадии игровой зависимости.
Первая стадия — легкой увлеченности, когда игра носит ситуативный характер. Человек не бежит опрометью к компьютеру, а садится тогда, когда кто-то предлагает поиграть или приносит новую игру.
Вторая стадия — появляется потребность в игре. Пребывание за компьютером становится системой. Человек начинает играть много часов, как привязанный.
Третья стадия — сформированная зависимость. Уже происходят сдвиги в ценностно-смысловой сфере личности, когда человек за компьютером испытывает эйфорию, а вне общения с ним — депрессию. Специалисты считают, что 10 — 15 процентов игроков доходят до этой стадии.
Четвертая стадия — игровая активность падает, но зависимость не уходит совсем. Это может длиться очень долго. Возможно, всю жизнь. Хотя нездоровая увлеченность компьютерными играми почти всегда закономерно падает, определенно у человека появляются нарушения адаптации личности.
Бегство от реальности
— По моему опыту, если дети начинают играть еще до школы, происходит потеря нравственных критериев. Ребенок не может отличить, где добро, а где зло, — говорит психолог Светлана Кушакова. — В «стрелялках» нет положительного героя. Для ребенка все становятся «плохими». Ты стреляешь, убиваешь — это хорошо, так и должно быть. Ко мне сейчас ходят такие дети. Чтение сказок, где есть положительные герои, они зачастую могут воспринимать как наказание.
Компьютерные игры и интернет позволяют расслабиться и уйти от реальности. В то же время человек может удовлетворить те потребности, которые не удовлетворяются в реальной жизни. В виртуальном мире сегодня можно построить себе дом, ходить на работу, любить и детей воспитывать. Так некоторые и делают.
Зафиксировано: одиннадцатилетние дети заходят на порносайты и по-своему реагируют на виртуальные отношения такого рода. Причем деньги на интернет дают взрослые. Но при этом они часто не дают себе труда, чтобы проконтролировать поведение подростка в сети.
Что в человеке способствует формированию компьютерной зависимости? Несамостоятельность, ранимость критикой, нежелание брать на себя ответственность, страх одиночества. Когда есть проблемы в реальных отношениях, многие люди пытаются реализовать себя через интернет-знакомства.
— У моей дочки был такой период увлечения интернетом, когда она познакомилась в сети с американцем русского происхождения. Они беседовали целыми ночами. Счет за интернет достигал 3 — 4 тысяч рублей. Но я ей поставила условие, чтобы она сама оплачивала интернет-услуги, — сказала Светлана Кушакова. — Я думала, анализировала. Это был период между двумя романами, когда один закончился, а второй еще не начался... Когда у дочери затем начались реальные отношения, виртуальный роман сошел на нет.
Важно вовремя оказать «заблудшему» пользователю помощь. Если дитя или подросток положительно реагирует на запреты и ограничения взрослых, преодолеть излишнюю увлеченность компьютером поможет психолог. В противном случае надо обращаться к психиатру. Когда у человека проявляются тяжелые искажения личности, его кладут в стационар и лечат всем, чем принято сегодня в психиатрии.
Остановить наступление компьютерной эпохи невозможно. Уменьшать всевозможные опасности, подстерегающие человека перед экраном монитора, необходимо. Беден и вреден компьютерный плен, однако по-своему бедна и аномальна компьютерофобия. А на нейтральной полосе — «цветы необычайной красоты»