«Инвентаризация села» началась
Согласитесь, «плод» созрел настолько, что все заинтересованные в результатах обследования сельской жизни эксперты ждут не дождутся того момента, когда его можно будет «вкусить» — получить обобщенную информацию.
Итак, сегодня, 1 июля 2006 года, на всей территории Российской Федерации — как в аграрной местности, так и на городских подворьях — началась широкомасштабная «инвентаризация села».
А накануне в одно из рядовых пригородных сел нашей области — Ярково Новосибирского района — съехались представители средств массовой информации и специалисты, ответственные за успешное проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
— К переписи, которая пройдет с 1 по 25 июля текущего года и которая даст всем нам неоценимый информационный материал, интерес огромный. Дело намечено крайне сложное, чрезвычайно ответственное. Правительство поручило проводить эту работу Росстату. Вся методическая часть в нашем регионе доверена Новосибирскстату, а руководство области взяло на себя остальное бремя мероприятия. Нашей области для проведения переписи отпущено 19,5 миллиона рублей, и мы намерены распорядиться этими средствами рационально, оплатить труд как переписчиков, так и всех, кто включился в начатую кампанию, — заявляет заместитель главы администрации области Виктор Гергерт.
Значительной вехой в новой истории России считает разворачивающуюся Всероссийскую сельскохозяйственную перепись руководитель Новосибирскстата Александр Кисельников:
— Во многих государствах крестьянин — второй человек после защитника Отечества. Хотелось бы, чтобы и у нас было так. Мы потеряли много в сельском хозяйстве, и пора получить данные об имеющихся у нас в стране сельскохозяйственных ресурсах, сравнить. Уже проведена космическая съемка, а теперь предстоит осуществить наиболее трудоемкую и дорогостоящую работу на земле — провести сельскохозяйственную перепись. Нам необходимо обследовать приблизительно 336 тысяч объектов. Это и крупные сельхозпредприятия, и крестьянские (фермерские) хозяйства, и городские участки, и садово-огородные товарищества. Мы задействовали 2800 переписчиков. Одна только документация тянет на 35 тонн... Позаботились о безопасности переписчиков, сохранности, конфиденциальности материалов. Переписчики провели предварительный обход своих участков. Организаторы переписи постараются сделать все, чтобы данные были собраны в наиболее полном объеме и первоначальные итоги мы имели бы уже к 1 апреля 2007 года. По моему глубокому убеждению, от проведения переписи селяне могут рассчитывать только на улучшение ситуации в агропромышленном комплексе.
Организаторы встречи благодарят средства массовой информации за подробное освещение подготовки к переписи. Замечу, что подробно информировала своих читателей о переписи областная газета «Советская Сибирь». Журналисты задают организаторам встречи много вопросов и получают обстоятельные ответы. В разговор включается и заместитель руководителя Новосибирскстата Ольга Симонова:
— По материалам переписи мы получим данные о том, как используется земля, какую часть ее хозяйства отдают в аренду, что выращивают. Будет известна и картина в животноводстве — о поголовье скота, об имеющейся на фермах технике. Получим подробные сведения и о кадрах, образовательном уровне сельских специалистов. Селян не будут спрашивать о доходах. Все анкеты безымянные.
Людям надо знать в лицо своих сельхозпереписчиков. Поэтому переписчики и «пошли в народ» в самый канун переписи. Вы узнаете переписчика по желтой кепке с эмблемой Всероссийской сельскохозяйственной переписи, по черному портфелю и по удостоверению на груди. По первому же вашему требованию переписчик предъявит вам свой паспорт.
Вместе с Зинаидой Уполовниковой идем по сельской улице. Зинаиду Тимофеевну в Ярково все знают, но она экипирована названными знаками отличия «по полной программе». Заходим в один из дворов Школьного переулка. Хозяин — Виктор Сергеев.
— Запасаемся к зиме, — говорит Виктор Тимофеевич, показывая на гору дров посреди двора, ведет гостей в огород. — Овощи и плодовые у меня размещаются на 4,5 сотки. Вот посмотрите: и лук, и морковь, и помидоры, и огурцы. Клубника зреет. Две яблони-полукультурки и куст черноплодной рябины подмерзли в сильные холода зимой. Отрастают молодые ветки. А канадской ирге мороз не страшен — зеленющая. Мак цветет так красиво! Не подумайте плохого, он декоративный. За изгородью у меня — 20 соток картошки.
— Живность есть на подворье? — интересуются братья- журналисты.
— Корова, бычок, утки, утята, две курицы и петух... Хозяйство не ахти какое, но есть чем забавляться, я ведь недавно на пенсию вышел. Двадцать лет проработал в Ярковском дорожном участке. Организация хозяйствовать помогает, да и в сельском Совете любую справку оформляют без разговоров.
Телевизионщики устремляются к загону, чтобы сделать «портрет» той самой интересующей их живности.
Собственно, мы, журналисты, сегодня — всего лишь дополнение к главному гостю подворья Сергеевых — Зинаиде Уполовниковой. Она инструктор-контролер, ей важнее других знать, куда придет в период с 1 по 25 июля переписчик и с каким настроением встретит его хозяин дома.
Садимся в микроавтобус и вместе с главой Ярковского муниципального образования Сергеем Гореликовым едем в соседнее с Ярково село Пайвино. Там нас встречает переписчик Анастасия Чмыхало. Направляемся с ней на подворье местного фермера Владимира Макарова. Анастасия Яковлевна договаривается с хозяином участка о наиболее удобном для него, скажем так, переписном дне — времени, когда она, уполномоченный работник Росстата, придет к Макаровым, чтобы в специальном переписном листе записать десятки и даже сотни ответов Владимира Александровича на вопросы анкеты.
Тем временем Владимир Макаров с женой Екатериной Васильевной уделяют внимание и журналистам.
— Начинали мы хозяйствовать с палатки вот под этими двумя березами. Деревья спасали нас от жары. Построили дом, освоили участок, вот так помаленьку и живем, — приветливо рассказывает Екатерина Васильевна, поправляет широкополую солнцезащитную шляпу и не забывает угостить нас холодненьким деревенским квасом.
— Занимаюсь я в основном выращиванием картофеля, — добавляет ее муж Владимир Александрович. — Фермерствую с 1992 года. Продукцию реализую предпринимателям. Мое дело — крестьянское: вырастить, а их — купить у меня и выгодно для себя пристроить на рынке. Для выращивания есть трактор «Беларусь» и весь набор техники. Слухи по поводу сельхозпереписи ходят всякие — да на то они и слухи: дескать, перепишут личные подсобные хозяйства, а потом как жахнут налогами... Да куда еще строжиться над селянином? Хозяйствовать на земле все сложнее, так что от переписи ждем реальной помощи государства. В 1992 году было проще планировать финансы. Купил уазик для перевозки грузов, приобрел стройматериал для дома, рассчитался с кредитами...
— Про кредиты ни мы, ни переписчик расспрашивать вас не будем, — улыбаются уже подкованные в премудростях сельхозпереписи газетчики и телевизионщики.
— Жить здесь можно, — несколько меняет тему разговора Екатерина Васильевна. — Красотища-то вокруг, вы только посмотрите! Вон там внизу — речка Тулка, а за ней — березовая роща. И грибы, и ягоды. А воздух! Разве в городе таким подышишь?
Возвращаемся все той же поросшей зеленой травой-муравой пайвинской улицей. Село живет, отстраивается. Вот дом давнишнего нашего знакомого, известного в Новосибирском районе пчеловода Ивана Толдыкова. Иван Николаевич — сосед фермера Владимира Макарова. В дни переписи и на толдыковском дворе появится гость в желтой фирменной кепке — переписчик Анастасия Чмыхало.
Сельскохозяйственная перепись («инвентаризация села») пройдет по-деловому тихо, но так ответственно для будущего России.
— Соберете данные — и отдыхать? — спрашиваем у представительницы Новосибирскстата Ольги Симоновой.
— Ну что вы! Покой нам только снится...