Дни, которых не забыть
В 1941 году, 22 июня, в воскресенье, наша 93-я стрелковая дивизия после тактических учений прибыла на остров на реке Ингода, недалеко от Читы, на котором проводились различные спортивные игры. В дивизии был свой духовой оркестр. Весь личный состав военной части радовался солнечному летнему дню. Ничто не предвещало беды... Команда спортсменов собиралась на обед в столовую части в сопровождении духового оркестра. Только прозвучала команда «Стройся!», оркестр заиграл строевую — и вдруг в 13 часов 30 минут передали по радио тревожное сообщение: «Война!»
Фашистская Германия напала на Киев, Минск, сотни бомбардировщиков, танки, боевая техника обрушились на советские города!
Вскоре вся наша дивизия была приведена в боевое положение. Нам выдали все необходимое (оружие, боевые снаряды), и к вечеру 23 июня мы уже оказались в эшелонах.
Эта война все нарушила в стране. Мы, молодые солдаты, осенью этого года мечтали демобилизоваться, но, как один, вмиг о доме забыли, даже рвались на фронт. В эти дни японские самолеты поднялись, нарушив нашу границу, провоцировали, чтобы задержать отправку войск на Запад. Тогда 93-я дивизия выехала на границу, установила зенитную артиллерию, и уже наша авиация заставила японцев покинуть советскую территорию. Позже мы прибыли на фронт, под Москву. У Подольска вступили в ожесточенный бой. В этих боях за Москву сибиряки проявили массовый героизм. 5 декабря 1941 года фашисты были разгромлены. После московского сражения я участвовал в боях под Сталинградом. После ранения в бою и выздоровления выехал на Ленинградский фронт, принимал участие в снятии 900-дневной блокады и освобождении Выборга.
На 60-летие разгрома фашистов под Москвой в 2001 году 5 декабря на 42-м километре Волоколамского шоссе был открыт мемориал воинов-сибиряков. Мне доверили зажечь Вечный огонь. И этот день запечатлелся в памяти.