USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Дорога в завтрашний день

Л. С. РУЧЬЕВА. Ведущий инспектор ЦЗН Новосибирского района. Фото Бориса МОСКВИНА.



С целью определения профессиональных намерений и предпочтений молодежи и выявления наиболее интересных для них форм труда и отдыха в летний период в рамках ежегодно проводимой всероссийской межведомственной комплексной операции «Подросток» в июне профконсультантом центра проведен опрос-анкетирование ребят средней общеобразовательной школы № 5 п. Кольцово.

В опросе приняли участие 30 школьников с 8-го по 11-й класс.

На вопрос «Есть ли у вас цель? Если есть, то какая?» 100% опрошенных старшеклассников ответили утвердительно. Главной целью почти для всех ребят является получение высшего профессионального образования. Данная тенденция объясняется повышением образовательного уровня населения и стремлением молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства, так как высокий уровень образования на сегодня является предпочтительным для работодателя. 7% девочек главной своей целью назвали создание благополучной семьи. И только один школьник 8-го класса имеет перед собой конкретную материализованную цель, которая заключается в приобретении велосипеда и электрогитары, а в отличие от последнего для одного ученика 9-го класса основная цель — «жить и радоваться жизни».

Исследование анкет показало, что молодые люди ориентированы на такие специальности, как дизайнер, менеджер, экономист, психолог, программист, юрист. Следует отметить заметный интерес молодежи к дизайнерским специальностям, управленческому блоку специальностей, сфере информационных технологий и коммуникаций. Часть школьников (34%) при выборе профессии отметила, что наиболее важным для них в выборе будущей профессии является то, чтобы она была высокооплачиваемой или престижной.

Большинство молодых людей (87%) представляют свою профессиональную деятельность как работу с людьми; 24% хотели бы работать со знаками, цифрами, схемами, чертежами; 20% — с машинами, механизмами; 14% — с животными, растениями; 14% — в сфере «человек — художественный образ» — создание произведений искусства в театре, кино, живописи и т. д.

Интересно рассмотреть отношение школьников к вопросу анкеты «Что вы умеете делать?». Для 27% опрошенных данный вопрос оказался затруднительным, и они на него не дали ответ. 49% ребят умеют играть на музыкальных инструментах, работать на компьютере, петь, танцевать и рисовать, писать стихи и рассказы, вязать, делать ремонт, работать физически и умственно. В последние годы социологи говорят о «революции притязаний» среди молодежи. Это находит отражение в данном анкетном опросе. Так, около 34% школьников уверены в своих силах и считают, что они умеют «многое» или «все», «все, что потребуется», «все, что умею», «практически все». Среди увлечений и хобби первое место у школьников занимает занятие различными видами спорта — 64%, 34% любят слушать музыку, 17% занимаются живописью, 14% предпочитают общение с компьютером.

Каникулы для школьников — это возможность не только отдохнуть от надоевших книжек и уроков, но и потрудиться на пользу собственного бюджета. Поработать в каникулярный период изъявили желание все школьники. Наиболее интересной формой труда для школьников является работа по 4 часа в день, и основную массу старшеклассников устраивает работа в месте проживания, в своем поселке. Увлеченно размышляя над предложенными в анкете формами труда, школьники почти полностью проигнорировали вопрос отдыха. Только трое из опрошенных хотят на каникулах отдыхать на пляже и спортивных площадках.

Оценивая результаты анкетного опроса, следует отметить его позитивное влияние на мышление школьников в отношении профессиональных планов и жизненных ценностей. За этими цифрами и процентами стоит молодежь, одна из наиболее многочисленных социально-демографических групп, которая является главным источником формирования трудового потенциала страны и профессиональный выбор которой имеет все большее значение для дальнейшего социально-экономического развития как нашего региона, так и страны в целом.