USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Шел по приказу в бой, а оказался на скамье подсудимых

Вадим ГЛУХОВ



Как явствует из материалов следствия, соответствующий приказ разведчиками получен от вышестоящего начальства по рации. Исходя из этих обстоятельств (приказы в армии - это закон), суд присяжных дважды оправдывал военнослужащих, и дважды Военная коллегия Верховного суда РФ отменяла вердикт и возвращала дело в суд на новое рассмотрение. В декабре 2005 года дело было передано для третьего рассмотрения...

Конечно, долгий судебный процесс не мог не обострить ситуацию, притягивая к ее обсуждению разные общественные силы. Руководство Чечни выразило свое несогласие с вердиктом присяжных по «делу Ульмана», признавших спецназовцев невиновными в убийстве мирных чеченцев. Общий смысл критики приговора: где, какой устав или закон разрешает расстрел людей?

Между тем множатся и ряды защитников Ульмана и его сослуживцев, проходящих по уголовному делу. При поддержке областного комитета КПРФ состоялась межрегиональная конференция всероссийского женского союза «Надежда России» на тему — «Военнослужащим, исполняющим воинский долг, — правовую защиту и гарантии», в которой приняли участие офицеры и ветераны различных подразделений Вооруженных сил. На конференции речь шла о том, что реформы, которые проходят в нашей стране уже 15 лет, образовали много противоречий во всех слоях общества, ослабили основные государственные институты. Не является исключением и армия Российской Федерации. Несовершенство российского законодательства влечет за собой судебные ошибки. На скамье подсудимых оказываются люди, исполняющие свой военный долг. Пример тому — дело разведгруппы капитана Ульмана, нашего земляка, уроженца Краснозерского района и выпускника НВИ Минобороны.

Тема, «виновен Ульман или нет?», стала актуальна и среди публичных политиков. Обсуждается перспектива повтора модели общественной поддержки Ульману по варианту «дела Щербинского», когда по всей стране прошли акции протеста, осуждающие обвинительный приговор суда, и он был отменен, а подсудимый освобожден.

7 июня Президиум Верховного суда России направил «дело Ульмана» на новое рассмотрение. Президиум выполнил постановление Конституционного суда о том, что дела против военнослужащих, обвиняемых в тяжких преступлениях на территории Чечни, должны рассматривать не присяжные, а профессиональные судьи. В одном из интервью Эдуард Ульман высказал пессимистический прогноз относительно финала дела: профессиональный суд наверняка вынесет обвинительный приговор.

На конференции представителей общественных организаций на территории Сибирского федерального округа «Военнослужащим, исполняющим воинский долг, — правовые гарантии и защиту!» обсуждался вопрос о состоянии и необходимости защиты военнослужащих, исполняющих воинский долг в горячих точках. «Дело Ульмана» придало выступлениям особую критическую остроту. Выступающие признавали, что в силу смены приоритетов во внутренней и внешней политике руководство РФ не может сегодня гарантировать отсутствие военных конфликтов близ границ или на территории самой России. А это означает, что небесспорным является участие армейских частей и подразделений в боевых операциях в Чечне, так как это территория нашей страны. В итоге правовые неточности и разночтения приводят к фактам судебного преследования военнослужащих при исполнении ими воинского долга. Всё это заставляет общественность выразить озабоченность состоянием правовой защищенности военнослужащих и членов их семей, привлечь внимание к этой проблеме органов исполнительной и законодательной власти, командования силовых структур. Пора устранить несоответствие в федеральных законах о характере военных действий в горячих точках, статусе военных частей и подразделений, военнослужащих в районах боевых действий.

Бесспорно, что люди в погонах, выходящие на линию огня, рискующие жизнью по приказу и присяге на верность Родине, должны быть уверены, что их служба нужна государству и обществу, порукой тому — крепкие законные социальные гарантии, четко приписанные правила действий в боевых условиях. Какое решение примет суд по делу Ульмана? Не получится ли так, что за непорядки в армии снова придется отвечать «стрелочнику»? Может, правда, стоит выйти на улицу и «помочь» суду? А с другой стороны, какой это будет у нас суд, если справедливые решения каждый раз будет принимать с подачи протестующих на улицах граждан?