USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Когда диагноз еще не приговор

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ. р. п. Краснозерское.



Сюда приходят нетрудоспособные граждане после заключения медико-санитарной экспертизы, чтобы по индивидуальной программе социально реабилитироваться или, проще говоря, научиться жить в новых для себя условиях. В арсенале помощи занятия с психологом, лечебные массаж и физкультура, музыко- и библиотерапия, тренинги, обучение дыханию по Фролову и прочее, прочее. Но если взрослые люди в силу жизненного опыта, личностных свойств уже сформировавшегося характера находят свое место в жизни и она постепенно возвращается в нормальное русло, то совсем по-другому это обстоит у детей. Ребенка-инвалида еще надо научить жить среди людей, не бояться их, научить обслуживать себя.

Ольга Сергеевна Лактионова, зав. отделением, работу с умственно отсталыми детьми посчитала для себя и своих коллег приоритетной. Для ребятишек с ограниченными умственными способностями проводят занятия музыкальный работник, социопедагог, логопед. Педагоги Дома творчества учат лепить, рисовать, делать поделки из природного материала, осваивать резьбу по дереву, плетение из бисера и прочее.

В прошлом году поделки детей-инвалидов представляли на «Сибирской ярмарке» в г. Новосибирске, где они были отмечены. Отделение совместно с обществом детей-инвалидов «Лучик», созданным на базе Краснозерского отделения реабилитации, получило диплом участника ярмарки общественных организаций, выполняющих социально значимые проекты, и грант администрации Новосибирской области «Повышение образовательного уровня детей с ограниченными умственными способностями» в размере 100000 рублей.

За этим признанием заслуг — подвижнический труд. Пример. Можно ли научить человека в 18 лет писать и читать, если ранее ему вынесен диагноз в виде приговора «необучаем»? Оказывается, да. И еще пятеро умственно отсталых ребят отправлены, после предварительных занятий со специалистами отделения, в коррекционные классы общеобразовательных школ. Пусть учатся они там по особой программе, но среди других детей, общаются со здоровыми сверстниками. Двое других подопечных подростков из отделения с аналогичным диагнозом поступили в спецучилище г. Новосибирска, где получат рабочие специальности. С какой гордостью показывала Ольга Сергеевна тетради 14-летней девочки, которая смогла освоить два класса школьного курса. Если не знать, о ком речь, то посчитаешь их за обычные тетрадки прилежного ученика.

Занятия с каждым особым ребенком фиксируются на видеокамеру. Бесстрастная техника отображает динамику в развитии буквально каждого из ребят. Разве можно не поразиться, глядя на то, как девочка-подросток, та, что ранее не могла внятно произнести ни слова, пытается петь вместе с другими детьми на музыкальном занятии? Причем если при первой попытке запеть от напряжения у нее буквально сводило все лицевые и шейные мышцы, то от урока к уроку пение давалось все легче. Каждому ребенку Господь отпускает талант, дан он и детям с ограниченными умственными способностями. Вот раздуть пригашенную болезнью искорку огня в душе обделенного здоровьем физическим и умственным дитяти — задача педагогов. В отделении занимаются шитьем, лепкой, рисованием, резьбой по дереву, вязанием — это из каждодневной жизни. Есть интересные работы с фотографиями. Снимки одного из мальчишек — как взгляд в иной мир обыденных вещей, ты видишь привычное таким, каким бы и не подумал его себе представить. Индивидуальные и коллективные работы ребятишек раз от разу становятся более яркими, запоминающимися. Если не знать, что это работы инвалидов и через какой труд они обретаются, то не выделишь их глазом из обычных жизнеутверждающих, наивных и добрых детских творений.

Экскурсии в музей, картинную галерею, посещение концертов и спортивных состязаний привычны для детских групп отделения. Отношение к ним окружающих тоже претерпевает радикальные изменения. Нет уже настороженных или откровенно-любопытных, косых взглядов. В детской среде к маленьким инвалидам отношение как к просто немного другим, более слабым и нуждающимся в дружеском участии. В День защиты детей каждому ребенку из отделения реабилитации вручаются подарки. Нет, не из магазина, а сделанные специально для них учениками одной из школ поселка. Это ли не урок милосердия?

Помогают отделению реабилитации, а значит и его пациентам, в районе многие. Не обязательно деньгами. Например, Рафик Васильевич Чобанян постоянно передает в отделение фрукты, а компьютерная фирма «Байт» бесплатно ремонтирует и доукомплектовывает оргтехнику. Таких примеров много, но Ольга Сергеевна подметила и другую интересную особенность: самые, как принято сейчас говорить, «крутые» предприниматели в районе обращения инвалидов проигнорировали, впрочем, это наблюдение уже о другом. В отделении есть музыкальные инструменты, музыкальный центр, фотоаппараты, мебель, часть тренажеров и другие нужные для занятий вещи, только нужно и еще столько же, особенно развивающих игр. За счет развития дополнительных услуг для населения (массаж, ЛФК, психологическая разгрузка) зарабатывают небольшие денежки и сами.

О том, что отделение буквально породило в районе детское объединение инвалидов с символическим названием «Лучик», уже было сказано. Вот и инвалиды-взрослые объединились, почти два года в районе есть такой общественный союз. Важно это для района? Да, ведь инвалидность в том или ином виде у пяти процентов населения, а это около двух тысяч членов общества. Разные люди, с разной болью, они теперь не каждый сам по себе, а вместе.

Интересную и нужную инициативу взяли на себя сотрудники отделения реабилитации в работе с населением. Работая напрямую с главным детским генетиком области, непосредственно в районе обследовали более 70 детей, у десяти из которых была выявлена наследственная патология.

В отделении реабилитации инвалидов шесть сотрудников, да, это как раз тот случай, где один нескольких стоит. Высокий профессионализм, помноженный на энтузиазм, дает поразительный результат. Многие родители детей-инвалидов сейчас, наблюдая явные сдвиги к лучшему у своего ребенка, с сожалением отмечают: «Жаль, раньше не было таких занятий с ребятишками, может, и болезнь отступила бы...» В это хочется верить, когда видишь эффект. Но медики и педагоги отделения не волшебники, они сами бесконечно учатся, стараются не пропускать семинары, курсы. Чуткие руки массажиста Натальи Сергеевны Денисовой знают каждую болевую точечку на теле пациента. Надежда Анатольевна Щекотько — логопед, очень востребованный специалист. Психолог Татьяна Алексеевна Култышева часто в общении с детьми использует игровые формы. Евгения Александровна Пехенько одновременно и медсестра, и инструктор по лечебной физкультуре. У Елены Алексеевны Разинкиной, социального педагога, свои специфические обязанности. Вот и весь штат, и всего три года работы, а сколько добра сделано и предстоит сделать. Идут люди за помощью в отделение реабилитации, и она будет им непременно оказана.

На снимках: детям помогают и педагоги, и медицинские работники.

Фотографии статьи
117-04.jpg