Тигренку спасли жизнь
Чтобы содержать такое животное в домашних условиях, необходимо иметь лицензию — специальное разрешение Росприроднадзора. Но у владельца восьмимесячного тигренка таких документов не было. Именно этот факт позволил изъять несчастное животное, которое было в ужасном состоянии.
Тигренок несколько недель будет на карантине. Но корреспонденту газеты «Советская Сибирь» директор зоопарка Ростислав Шило разрешил его посетить. Малыша скрывают пока от посторонних глаз на территории администрации, в небольшой клетке (чтобы было удобней его осматривать и кормить).
Он прячется от нас за большой лист фанеры, который специально привинчен к прутьям. Выглядит взъерошенным и испуганным. Сверкая глазами, рычит. Видно, что у него выломаны клыки и резцы. «По всей видимости, — комментирует заведующая секцией хищных кошек Роза Каибердыева, — зубы ему выбили не сразу, а постепенно, во время уборки помещения. Он очень боится любых движущихся предметов, особенно граблей и лопат». Впрочем, есть и другая версия: тигра собирались выставлять на собачьи бои. Не секрет, что в Новосибирске и Бердске такие кровавые зрелища для состоятельных людей организовывают подпольно.
Тигренок-бедолага ведет себя так, как будто его только вчера привезли из тайги, что, впрочем, неудивительно, ведь от людей он видел только зло. Роза Каибердыева, которая стала «крестной мамой» малыша, рассказала, что в первый раз она увидела его в начале января 2006 года: «Меня пригласил известный дрессировщик Николай Павленко, который был в Новосибирске на гастролях. Дело в том, что один из его двухмесячных тигрят заболел — стал сильно хромать на задние ноги».
Этим бенгало-суматранским тигрятам не повезло с самого рождения — от них отказалась их мамаша. Труппа в то время была в Красноярске, поэтому, чтобы спасти малышей, дрессировщику пришлось обратиться в местный зоопарк. Через пару месяцев подросших тигрят Николаю Павленко вернули, и они со временем должны были стать цирковыми артистами.
Роза Каибердыева поставить точный диагноз после визуального осмотра не смогла и посоветовала обратиться в ветеринарную клинику, чтобы там провели обследование. В частности, необходимо было сделать рентгеновский снимок. Возможно, у тигра был вывих тазобедренной кости. К тому же у малыша был рахит.
Однако дрессировщик совету не последовал и пригласил ветеринарного врача из зоопарка. Тот тоже предложил досконально обследовать животное. Как развивались события дальше — в подробностях неизвестно. Есть информация, что народный артист, известный дрессировщик Николай Павленко, еще через пару месяцев поставил крест на своем питомце. Но поступил он с ним, нарушив все писаные и неписаные человеческие законы — отдал в частные руки. Говорят, какое-то время тигренок жил в фитнес-центре Юго-Западного района.
Несколько дней назад малыш был обнаружен в Бердске, у одной местной заводчицы собак. Розу Каибердыеву к ней пригласило бердское телевидение. Увидев состояние животного и условия его содержания, она пришла в ужас. Тигренок жил в пристройке, в тесной клетке. Причем дверь подрастающий хищник мог выбить ударом мощной лапы. Его соседями были несколько питбулей. Хотя хозяйка Ольга Леконцева заверила, что до нее тигр жил в худших условиях — в яме, где его почти не кормили, так что зверь ослабел от голода и не мог передвигаться. Впрочем, нынешняя хозяйка кормила его тоже не слишком хорошо — сухим кошачьим кормом и отбракованными и утопленными на птицефабрике цыплятами.
Между тем рацион тигров в зоопарке расписан таким образом: утреннее кормление, как у домашних кошек, — пол-литра молока, яйцо, 1,5 кг свежей рыбы. Обычно дают сельдь. Вечером тигру положено съедать 10 кг мяса. И еще живой корм — кроликов или кур. Летом дают свежую травку, а зимой — витамины.
Роза Каибердыева заметила, что в тех условиях, в которых находился тигренок у Леконцевой, он бы вскоре погиб. Она предложила хозяйке отдать его в зоопарк. Та согласилась уступить малыша за… 50 тысяч рублей. Однако такие деньги зоопарк заплатить не мог. Многим новосибирцам известно, что его финансовое положение весьма напряженное — во-первых, стройка, во-вторых, зимой посетителей почти нет, и администрация, чтобы содержать животных, вынуждена брать в банке кредит. Отдавать — с процентами.
Расстроенная Роза Каибердыева, в тот день вернувшись на работу, сразу пошла к директору. Ростислав Шило и его заместитель по науке Ольга Шило не могли остаться безучастными, они обратились с письмом в Росприроднадзор по Новосибирской области. А те в свою очередь — в ФСБ. Удивительно, что эти серьезные органы, в обязанность которых входит обезвреживать бандитские группировки и террористов, не отказали в помощи экологам. Без оперативников забрать тигра вряд ли удалось бы.
Операция проводилась таким образом: сотрудница ФСБ представилась состоятельной бизнес-вумен, которая хочет купить зверя для своего зоопарка. Леконцева заломила серьезную сумму. Та, разумеется, согласилась. Но за тигренком приехали сотрудники зоопарка, сотрудники Росприроднадзора и оперативники ФСБ. Начались нелегкие переговоры — Леконцева категорически не желала отдать животное просто так, без денег. Дело дошло до оскорблений и угроз, она выпустила несколько питбулей. Собаки бегали во дворе и, казалось, только и ждали команды. Забрать тигренка удалось только через два часа.
Несмотря на то, что в нашей стране существует Закон «О животном мире», возбудить уголовное дело по статье «Жестокое обращение с животными» не удалось. Как объяснил заместитель начальника отдела, старший государственный инспектор управления федеральной службы Росприроднадзора по Новосибирской области Игорь Костюков, это сложно доказать.
Сейчас специалисты о здоровье тигренка пока не могут сказать ничего определенного. У него язва желудка. Необходимо время для наблюдения. Он пока без имени. Называть малыша Васькой Роза Каибердыева не хочет, она считает, что могучий и красивый зверь достоин иного имени. Как только специалисты будут уверены, что он будет жить, ему придумают гордое имя. А пока его зовут «тигриком» и «малышом».
В первый день своего пребывания тигренок, наверное, впервые в жизни попробовал молоко. Долго его нюхал и нечаянно замочил подбородок. Облизал — понравилось. Вылакал все, до самого дна. Вечером к нему запустили «живой корм» — кролика. Хищник сначала с ним играл — ловил и облизывал. Утром кролика в клетке не оказалось… Тигр живет в зоопарке уже несколько дней. Звереныш хорошо кушает, причем сметает все подряд — мясо, молоко и живой корм. Он перестал бояться людей. Но продолжает внимательно следить за ними и исподтишка старается достать лапой... Еще две недели малыш будет на карантине, а потом, если все будет хорошо, его смогут увидеть посетители зоопарка.
Слава Богу, что этого тигра спасли, но сколько еще животных страдает в домашних зоопарках — никому неизвестно. В прошлом году Роза Каибердыева пыталась убедить новосибирца отдать молодого леопарда в зоопарк. Но тот отказался. Он на нем зарабатывал — в течение года водил по школам и фотографировал детей. Что стало с животным потом — неизвестно. Похоже, что ничего хорошего. Как правило, когда хищники в домашних зооуголках подрастают и начинают представлять угрозу для людей, их умерщвляют. «Чтобы защитить братьев наших меньших от двуногих, нужны более строгие законы», — считают экологи.