USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Предскажи мне судьбу, русалка...

Вера УТЮПИНА



И с удовольствием делаем это, не зная, что наши предки именно в это время старались избегать купаний в любых водоемах. Мало того, они панически боялись этого.

Почему? Неделя перед Троицей, а иногда и неделя после называлась зеленой или русальей. Считалось, что в это время русалки выходят из своих дворцов на дне рек и озер и странствуют по их берегам в лесах и рощах. «Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее», — рассказывали селяне.

По всей России в эти дни в лесах и рощах можно было увидеть нарядных девушек в венках из зеленых веток и цветов, которые выбирали молодое, сочное деревце, чаще всего березку. Его «завивали», то есть загибали концы веток в кольца и закрепляли их так, чтобы образовались венки, которые как бы росли на дереве.

Считалось, что эти венки должны заменить русалкам качели. Ветки украшали лентами, нитками, лоскутками, цветами, венками из трав и цветов. Под деревом водили хороводы и пели песни, в которых пелось о венках, гаданьях и замужестве. Причем парни и мужчины к «завитой» березке не допускались.

Здесь же, под украшенным деревцем, девушки «кумились» с русалками и между собой, целовались сквозь венки на березках, привязав к ним свои нательные крестики, менялись ими. Кумовство с русалками длилось три дня и затем расторгалось. Такой союз заключался, чтобы узнать у русалки свою судьбу (венок, на котором покачалась кума-русалка, бросали в воду и по тому, всплывет он или потонет, предсказывали будущее) и чтобы доставить русалке развлечение, дабы она в будущем не мстила, а помогала человеку.

Покумившись, в старину под березками устраивали пир, и тогда туда допускались уже и парни.

И, наконец, наступал сам праздник Великой Троицы. Он считался одним из самых больших праздников в году. Повсюду наводили чистоту: мыли, чистили, белили хаты. Зелеными ветвями украшали дворы, дома, горницы, ворота, колодцы, отчего селения приобретали удивительно нарядный, фантастический вид.

На церковной службе народ стоял с ветками деревьев, травами, цветами, которым, как вербам, освященным в Вербное воскресенье, приписывалась особая целебная и оберегающая сила. Да и сами храмы украшались молодой сочной зеленью.

В этот день в деревню вносили украшенное дерево, которое потом уничтожали. А также устраивали проводы русалок, которые напоминают проводы Масленицы: русалку выпроваживают из деревни в поле, что должно было способствовать плодородию. В качестве русалки девушки выбирали самую красивую и статную из своей среды. Иногда живую русалку заменяли соломенной куклой. Так как русалки — существа водяные, их выход на поля обеспечивает земле нужную влагу и вызывает обильный рост хлебов.

Как ни стремилась Православная Церковь искоренить язычество и суеверие, ей это не очень удалось.

О происхождении русалок народное поверье говорит, что все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также взрослые утопленницы, купавшиеся без креста, становятся русалками. Они обладают вечной юностью и красотой. Место их обитания — кристальные дворцы, построенные на дне реки. Старшая над ними называется царицей и назначается водяным начальником русалок из их же среды. Народное поверье допускает любовь между русалками и людьми, о чем существует множество поэтических рассказов. С зеленой недели вплоть до осени они витают в лесах, где аукают и зовут к себе прохожих: «Ходите к нам на качели качаться». Они заводят красивых парней и девиц в лес и там защекочивают до смерти. В русалью неделю, а также в ночь под Ивана Купалу, русалки делаются опасными для человека.

Фотографии статьи
112-33.jpg