Выбирая профессию, не гонитесь за престижем...
(он еще не знает всех прелестей и недостатков выбираемой профессии), он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь одно из средств ее построения. Этим-то и объясняется выбор молодыми людьми таких профессий, как юрист, экономист или банковский работник. Сами по себе эти виды деятельности вряд ли могут интересовать очень многих, так как работа с документами и нормативными актами, финансовыми отчетами — это все-таки на любителя. Однако именно эти профессии сегодня позволяют человеку зарабатывать достаточно денег для того, чтобы вести определенный образ жизни. Со временем престижность и востребованность профессий меняется, и те специалисты, которые сегодня нарасхват, завтра могут стать невостребованными. У подростка всегда есть риск ошибиться при выборе, тем более если он ориентировался на престиж и элитарность.
В рамках профориентационной работы, систематически ведущейся специалистами государственной службы занятости для выпускников школ города, центр занятости населения города Новосибирска совместно с управлением образования мэрии ежегодно проводит ярмарки учебных мест, которые охотно посещают не только городские школьники, но и сельские. В этом году на ярмарке «Выпускнику-2006» впервые было организовано компьютерное тестирование, позволяющее определить предрасположенность подростков к определенному роду профессий. Большую работу по консультированию провели специалисты-профконсультанты учреждений-партнеров, таких, как, например, центр МОУДО «Родник». Большой интерес у посетителей ярмарки вызвала возможность узнать об уровне своей готовности к различным видам трудовой деятельности, о профессиях, соответствующих способностям и склонностям. Любой из присутствующих имел возможность подтвердить либо опровергнуть предпочтительные для себя группы профессий, которые человек уже наметил для себя самостоятельно.
Практически у всех учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоваться с психологом-профконсультантом о своем профессиональном выборе. В зависимости от степени развития их профессиональных планов и уровня развития способностей профконсультант намечает стратегию проведения консультации. Для одних достаточно одной беседы и краткого диагностического обследования, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуются углубленное обследование, ознакомление с профессиографической литературой и многократные консультации, чтобы подойти к этому решению. В результате этой работы у одних учащихся произойдет укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений. Эта работа активизирует ребят, дает им возможность приобретать опыт, осваивать алгоритм ознакомления с профессией.
На ярмарке для проведения индивидуальных консультаций и тестирования были приглашены три ученицы 11-го класса. Выяснилось, что Яна после окончания школы собирается пойти учиться на бухгалтера или экономиста. Кристина еще не знает, какую профессию ей выбрать, но желает, чтобы у нее был свой магазин по продаже элитной косметики. Даша хочет стать врачом или ветеринаром. Причины, побудившие девочек сделать такой выбор, разные: Яна ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работы в данной сфере; Кристине тяжело определиться, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть юристом, завтра — учителем, послезавтра — медиком и т. д.; Даша выбрала профессию врача, потому что у нее мама врач и ей нравится ее работа, а профессию ветеринара, потому что любит животных. Девочка довольно хорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями как врача, так и ветеринара, знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).
Анализируя ответы Даши, можно сказать, что девочка довольно хорошо не только ознакомлена с профессиями врач и ветеринар, но и имеет явный интерес и способности к данным видам деятельности. Даша убедилась в правильности своего выбора и по-прежнему намерена получить соответствующее образование. Яне и Кристине я не давала никаких специальных рекомендаций, но после беседы выпускницы задумались, действительно ли нужно выбирать профессию только потому, что она престижная. Мы договорились встретиться еще раз и попытаться скорректировать профессиональный выбор, когда девушки сдадут выпускные экзамены.
Сотрудники службы занятости населения готовы помочь каждому подростку с выбором будущей профессии. Профориентационные услуги оказываются несовершеннолетним гражданам с 14 лет. Для этого необходимо обратиться в отдел службы занятости по месту жительства.