USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Вот такие они — «чапаевцы

Борис КУДАСОВ. Ведущий рубрики.



Наша мама Пелагея Фоминична работала в колхозе. Пахала на коровах, копнила и скирдовала сено, осенью вязала снопы. Я и сестра моя Лида рано утром уезжали на подводах с мамой на полевой стан бригады, где с другими детьми проводили все дни. Домой возвращались за полночь, спали не более пяти часов.

Отец в возрасте 28 лет с товарищами и сверстниками Афанасием Кучмаренко, Шульгой, Максимом Саленко попали в самое пекло войны: болота Калининщины, трясины Западной Двины, спаленные дотла деревни под Ржевом. Будучи командиром отделения станковых пулеметов, Федор Кузьмич оказывался на самых трудных боевых участках. Боевые приказы выполнял отважно и в полной мере. Последний его бой был самым трудным. Его расчет прикрывал отход всего подразделения, ведя огонь по наседающему противнику. Отец не заметил, как остался один: все номера его расчета выбыли из строя. Осколок снаряда снес защитный щиток пулемета, ствол его раскалился, но, прикрывая голову саперной лопаткой, боец продолжал вести огонь. И тут случилось самое страшное. Рядом грохнул снаряд — от взрыва Федор Кузьмич лишился сознания.

Когда пришел в себя, почувствовал, что кровь заливает глаза. Понял — лицо разбито. С большим трудом, падая и поднимаясь, сам добрался до санчасти. При осмотре врачи обнаружили, что у него изуродовано лицо, раздроблена правая рука в локте.

Долгие месяцы в госпиталях Омска и Томска. Отец потом всю жизнь благодарил томского профессора Косых, который сумел вернуть его лицу нормальный вид.

Я помню, как отец в солдатской форме, мешковато сидевшей на его исхудавшем теле, с больничными повязками на лице и руке, переступил порог нашей хаты. Понятно, что было: плач матери, наша радость. Пришли женщины, у которых мужья тоже были на фронте. Расспрашивали, не встречал ли их там отец.

А на другой день пришли председатель колхоза Пушенко и уполномоченный райкома партии Тараненко. После поздравлений с возвращением они рассказали отцу, что рабочих рук в колхозе не хватает, что работают только женщины да дети, что в первой бригаде бригадир не ладит с женщинами, что бригада отстала с посевной... В общем... Они уже знали, что отец закончил курсы счетоводов при госпитале, и предложили ему поработать в первой бригаде учетчиком, помочь бригадиру в организации труда.

Тут мать не выдержала: «Разве вы не видите, что он худой, больной, весь в бинтах, что ему перевязки нужны!» Но отец ее остановил: «Хорошо, сегодня же буду в бригаде».

Так началась его трудовая жизнь после фронта. Учетчик, бригадир, председатель колхоза. Он уходил из дома, когда мы еще спали, а приходил, когда мы уже спали. Помню, что колхозники летом по неотложным делам шли к нему не в контору, где отца было не застать, а рано утром, часов в шесть, прямо к нам домой, пока Федор Кузьмич еще не ушел на ферму или на поля. И он всегда принимал посетителей.

Известно, что подъем целинных и залежных земель в масштабах страны начался в 1954 году. А чапаевцы приступили к распашке «поскотины» осенью 1945 года. Этих участков никогда до того не касался плуг. Тому были не только сторонники, но и противники. Однако отец не отступил от задуманного. В итоге в 1946 году был получен небывалый урожай зерна, а колхоз имени Чапаева Краснозерского района стал известен стране.

Среди наших семейных документов есть и такой, где сказано: «Герою Социалистического Труда тов. Лысенко Федору Кузьмичу. За ваши исключительные заслуги перед государством, выразившиеся в получении высоких урожаев в 1946 году, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 19 марта 1947 года присвоил Вам звание Героя Социалистического Труда».

Подписали документ председатель Верховного Совета СССР Н. Шверник и секретарь А. Горкин. Номер документа 234. Отец стал 234-м Героем Социалистического Труда в стране.

Это один из примеров того, как относились к труду, к своему высокому долгу бывшие фронтовики. В частности, сибиряки понимали, что в Поволжье, на Украине, Кубани, основных наших житницах, где похозяйничали фашисты, — разруха, а стране нужен хлеб. И сибиряки его давали.

Анатолий ЛЫСЕНКО. Ветеран труда. Поселок Кудряшовский.

На снимках: председатель колхоза имени Чапаева Герой Социалистического Труда Федор Кузьмич Лысенко.
Фото Бориса ШУМАКОВА, фотокорреспондента «Советской Сибири»
в 40-е годы.

* * *

Спасибо вам, Анатолий Федорович, за рассказ о фронтовиках, о «чапаевцах». Пусть нет теперь колхоза имени Чапаева, но имена тех, кто в нем трудился, кто отдал здоровье и жизнь, защищая Родину, а потом восстанавливая ее, незавбенны. Всего вам доброго.

Фотографии статьи
108-15.jpg