USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Живой классик — Криштофер Пендерецкий

Михаил ВОРОБЬЕВ.



— пианисты Фредерик Кемпф и Жан-Бернар Помье, дирижер Томас Зандерлинг.

Криштофер Пендерецкий — живой классик — одно из самых громких композиторских имен двадцатого века. Достаточно сказать, что изданы монографии о его творчестве, в том числе на русском языке. Основные произведения композитора принадлежат к крупной форме: это симфонии, оперы и оратории, концерты для солирующих инструментов с оркестром.

Что такое композиторский стиль Криштофера Пендерецкого, слушатели в полной мере ощутили во время исполнения Концерта для скрипки с оркестром № 2 «Метаморфозы». Сказать, что это метаморфозы одной какой-то темы вряд ли возможно. Скорее это метаморфозы жизни, отношения к ней композитора — настолько масштабен замысел произведения. Сорокаминутный концерт не делится на части, из формальных признаков жанра в нем присутствует лишь cкрипичная каденция. Остросовременное мышление композитора ломает привычную структуру со сменой быстрых и медленных частей. Лирических эпизодов в «Метаморфозах» крайне мало, произведение насыщено экспрессией, повышенным нервным напряжением человека двадцатого, прошлого теперь уже, века.

Скрипачка Патрисия Копачинская сыграла концерт остро, вместе с тем внятно и убедительно. Не все исполнители питают вкус к современной музыке, считая ее сухой и рациональной. Патрисия Копачинская доказала, что музыкальный язык сегодняшнего дня может быть усвоен музыкантом и воспринят слушателями не только головой, но и сердцем. Пример тому — огромный успех скрипичного концерта Пендерецкого у аудитории первого абонемента, достаточно по программе традиционного, если не сказать консервативного.

Второе отделение призвано было соблюсти баланс между авангардным и традиционным. Прозвучала Седьмая симфония Л. Бетховена, пожалуй, самая популярная у этого композитора, если не считать Пятую, Героическую. В качестве дирижера Криштофер Пендерецкий продемонстрировал властную манеру, масштабность замысла, взгляд «изнутри», из композиторской лаборатории. Заигранная Седьмая симфония прозвучала «крупно», в ней выявились и встали на свои законные места эпизоды, ранее казавшиеся проходными, несущественными. В этом дирижеру, видимо, тоже «помог» композитор.

Знакомство с композиторским и дирижерским творчеством Криштофера Пендерецкого стало значительным событием в музыкальной жизни Новосибирска.