USD 103.7908 EUR 108.8705
 

На пороге обретения

Николай АЛЕКСАНДРОВ. Президент издательского дома «Историческое наследие Сибири».



Рассматривались и поднимались вопросы, обнажающие причины сдерживания интенсивного роста производственных показателей на всех направлениях экономической деятельности. Эмоционально и ярко прозвучал призыв губернатора Новосибирской области В. А. Толоконского решать сегодня вопросы перспективного развития, предлагать инновационные, амбициозные, крупные проекты. Призыв губернатора прозвучал — мне так показалось — требованием срочно разрабатывать перспективные программы, в которых область готова принять инвестиционное участие.

Я слушал доклад, выступления руководителей области, города и предпринимательского сообщества, сравнивал с предыдущими конференциями МАРП и отчетливо улавливал разницу. Да, изменился круг решаемых проблем. Не борьба с «перестроенными» трудностями сегодня заботит промышленную и деловую элиту региона, а конкретные задачи и способы решения перспективного развития.

В доказательство приведу несколько цитат из доклада Алексея Елезова:
«...Экономическая ситуация как в регионе, так и на каждом предприятии изменилась, она требует новых подходов к организации производства и предпринимательства.

В условиях стабильной экономики необходимо в первую очередь повышать качество бизнеса и конкурентоспособность продукции, вести техническое перевооружение, повышать производительность труда, фондоотдачу, снижать издержки производства. Многие предприятия встали на интенсивный путь развития. Произошли изменения в уровне подготовки менеджмента и его адаптации к требованиям рынка...»

«...Надо отметить, что настроения инвесторов постепенно меняются. Доля привлеченных внешних ресурсов в экономику Новосибирской области в 2005 г. увеличилась до 41% по сравнению с 18% в 2003 г.
Это значит, что вкладывать средства в хозяйственный комплекс области становится выгодно...»

«...Почему высокий рейтинг инвестиционной привлекательности НСО не дает ощутимого роста внешних инвестиций в экономику? Почему в регионе нет системной, конкретной, «агрессивной» (если хотите) работы с инвесторами (по каждому проекту, по каждому предприятию)?

Мало кто из крупных и средних предприятий имеет сегодня перспективные программы (на 5 — 10 лет) и бизнес-планы развития...»

«...Отечественной экономике крайне нужен приток молодых, энергичных сил. Новое надо искать, а еще надежнее — выращивать, создавать условия для раскрытия талантов. Инновационность — это в первую очередь не лабораторные исследования, а человеческий ресурс. Деньги надо вкладывать не в отрасли, а в личности...»

«...По итогам 2005 года объем валового регионального продукта Новосибирской области увеличился почти на 10%, а по сравнению с 2000 годом — более чем на 75% и составил почти 8,5 млрд $. Рост производства машиностроительной продукции за последние 2 года составил более 30%.

Для внешнеэкономической деятельности Новосибирской области важным показателем является положительное сальдо внешнеторгового баланса. Экспорт за последние 5 лет вырос более чем на 70% и сегодня почти на 260 млн $ превышает импорт.

Однако положительное сальдо внешнеторгового оборота в 2005 г. сократилось на 13%. В первую очередь это произошло за счет снижения товарооборота со странами СНГ (более 22%).

На наш взгляд, это тревожный симптом, учитывая, что традиционные кооперационные связи сибирских предприятий были ориентированы именно на страны ближнего зарубежья.

Хочется верить, что это происходит не в ущерб отечественному товаропроизводителю.

В связи с этим особенно актуальными становятся такие направления местной промышленной политики, как:

1) Поддержка инновационных производственных проектов (хотя в бюджете на 2006 г. объем господдержки заложен на уровне 2005 г. — всего 0,1% (ноль целых!) от объема промышленного производства).

Задача: довести этот ресурс хотя бы до 500 млн руб. в год...»

«...Совершенно очевидно, что собственных ресурсов для динамичного развития экономики в НСО недостаточно. Как, впрочем, и во многих других несырьевых регионах. Как найти новый импульс для эффективного развития?»

«...Думаю, что мы сообща в состоянии обеспечить создание таких благоприятных условий и в Новосибирской области.

Учитывая, что последние 2 года содержательно и эффективно работают городской Совет по развитию предпринимательства и экономический совет мэрии Новосибирска, надо рассмотреть на очередном заседании конкретные меры повышения инвестиционной привлекательности региона (разработка реальных механизмов привлечения инвестиций в экономику, гарантии прав инвесторов).

Возможно, нам стоит более пристально рассмотреть социально-экономическую модель Белоруссии, где действительно созданы условия для эффективного развития внутреннего потенциала — местной промышленности и предпринимательства.

Однако перед Россией сегодня, как никогда, стоит задача защитить свой внутренний рынок, обеспечить доминирование внутри страны отечественных предприятий. Это значит не отгораживаться от всего мира, а развивать ключевые «локомотивные» отрасли экономики, поддерживать «точки роста» — производства, ориентированные на выпуск товаров массового спроса.

Ведь именно массовый потребитель является основным двигателем экономики, именно он определяет, как будет развиваться рынок и какая страна от этого выиграет. Хотелось бы, чтобы это была Россия.

Ключевое значение программ МАРП в том, что они ориентированы на достижение конкретных, фиксированных во времени целей.

Для этого требуются не просто единодушие, не просто повышение эффективности и производительности труда, а новые подходы, нестандартные решения, творческое объединение предпринимательской энергии и элементов государственного регулирования экономики...»

«... Все, что мы в последнее время делаем совместно, очень востребовано. Я имею в виду «мы» — это и «государевы люди», и частный капитал. Мы ищем, экспериментируем, не всегда наши взгляды на проблемы совпадают, но, повторяю, мы ищем и находим новые формы сотрудничества.

Проблема в том, что психология людей не меняется в одночасье.

Здесь нам очень много еще предстоит сделать. Я не говорю, что мы это сделаем завтра. Может быть, даже не одно десятилетие потребуется, чтобы изменить в корне эту ситуацию. Сейчас нужно осознать важность этой проблемы и наметить последовательность конкретных действий.

Проблема квалифицированных рабочих кадров стала одной из главных, и об этом не раз сетовали руководители предприятий. Нарушенная система профтехобразования, перепрофилирование средних учебных заведений, переход на коммерческие рельсы учебных заведений привели, по словам генерального директора «Сиблитмаша» А. К. Масалова, к тому, что в промышленных ПТУ на секретарей-машинисток и юристов обучается в три раза больше молодых людей, чем на токарей. И поневоле напрашивается грустная шутка: для чего токарю три машинистки?

Творческий коллектив издательского дома «Историческое наследие Сибири» предложил рассмотреть перспективы развития промышленности и всего общества не с позиции конкретных производственных задач, а с позиции духовно-нравственной трансформации, которая произошла за последние годы, которая непосредственно касается всех видов жизнедеятельности общества и перспективного развития промышленности в том числе. Публикуя выступление руководителя издательского дома, мы надеемся на дискуссию по этому вопросу. Дискуссию не ради дискуссии, а ради осмысления происходящих изменений в обществе и поиск перспективных решений. Мы убеждены в том, что, если научимся жить рационально и на опережение не только в решении «материальных» задач, но и в духовной сфере, наше Отечество преодолеет период восстановления в рекордно короткий срок.

Из выступления господина Александрова:
«...Главными вопросами для всей страны в ближайшие десятилетия останутся вопросы экономики. Вне сомнения, без хорошо развитого промышленного и сельскохозяйственного потенциала бессмысленно говорить о развитии всех остальных видов жизнедеятельности общества. Однако хочу напомнить ныне неосмотрительно забытый постулат: энергию для любого вида человеческой деятельности возможно почерпнуть только в духовной сфере. Поэтому решение безусловно главенствующих «материальных» задач будет очень зависеть от того, насколько они впишутся в духовно-нравственные параметры народа, который мы определяем как русскую цивилизацию.

И как пример напомню следующее: проблемами идейного, духовно-нравственного состояния общества еще совсем недавно занимался идеологический отдел Коммунистической партии. В период же идеологического застоя и свершилась великая «смута» — перестройка. Советская империя — промышленно развитая, имеющая уникальные природные богатства, с энергичным, предприимчивым населением — развалилась неожиданно, но ее развал был логически предопределен потерей идеологических ориентиров.

Нравственная идея исторически объединяла народ, и он совершал удивительные трудовые и военные подвиги. С крахом смысла жизни по Ленину рухнуло и ослабло вмиг все вокруг: и власть, и промышленность, и крестьянство, и культура, и образование.

Проблемы национальной идеологии — вопрос главы государства, правительства, Думы, наконец. Возможно, что и так. Но и само общество, народ должны быть готовы к объединению, к принятию цементирующей общество идеи. К сожалению, среди национальных проектов вновь не нашлось места проекту, который занялся бы вопросами национальных духовно-нравственных приоритетов. Сегодня нашей молодежи посредством СМИ, телевидения и низкопробной литературы внушают «западный» образ жизни, который не согласуется ни с нашими национальными, ни с нравственными и историческими традициями. Перестройка буксует уже более пятнадцати лет, пора делать выводы. Нравственная деградация общества налицо. И, как следствие, все чаще и чаще те же СМИ вещают о преступлениях на почве национальной и религиозной нетерпимости. И это в России! В России, в которой тысячу лет мирно уживались сотни народов, в России, в которой во все времена к чужой вере относились с уважением. Всего шестьдесят лет назад благодаря этому уникальному для мировой истории многонациональному миру, который называется Россия, была выиграна война с фашизмом.

Через те же самые СМИ нравственное падение общества провоцируется идейным вакуумом. В то же время по телевизору демонстрируются фильмы, воспитывающие жестокость, ненависть, разврат, эгоизм — трудно ожидать иного результата. «Возьми от жизни все!» — гласит одна из навязчивых реклам. Нравственное преступление становится нормой, и не надо удивляться, откуда берется национальная и религиозная неприязнь, почему на завод не идет молодежь, почему воруют, не работают, колются и не любят свою Родину, продают за границу свой труд, свои знания, свой талант. А потому, что мы упустили возможность определить молодежи главные координаты смысла человеческой жизни, ее нравственной самоценности.

Права и свободы личности в отрыве от исторических традиций, ее нравственных составляющих, плюрализм культур, где уравниваются классическая и низкопробная литература — одна из главных причин моральной деградации общества. Мы сами и наши дети вместе с нами уже путаем, что есть добро, а что есть зло! И не духовно-нравственный достаток, а материальный, вещественный ввели в ранг смысла жизни. Торговый люд и ростовщик стали кумирами для молодежи. Рабочий, крестьянский труд неуважаем, дискредитирован. Не восстановить нам былую славу промышленности без квалифицированного рабочего, если не вернем нравственные приоритеты с головы на ноги.

Молодежь в России независимо от религиозной и национальной принадлежности всегда воспитывалась в духе созидательного, жертвенного труда — «Прежде думай о Родине, а потом о себе!». Сейчас утрачено само понятие служения Родине, Отечеству, ближнему своему. Выгода регламентирует человеческие отношения. Купил подешевле — продал подороже, а лучше еще проще — дать денег в рост. Конечно, нужны торговцы и банкиры тоже нужны, но нужны и нравственные ориентиры, которые и определят правильные приоритеты.

Без энергии, которая питает человеческую созидательную деятельность, не поднять ни экономику города, ни экономику страны. Энергия же эта вырабатывается только на идейном пути духовно-нравственного совершенствования.

Без предотвращения нравственного падения общества, без приложения общих усилий на пути этих разрушительных тенденций случится непоправимое — еще более разрушительнее «перестройки»: волна насилия, которая перехлестнет все наши усилия экономического выживания, стабилизации и подъема. И огромные средства, средства от проданной нефти и газа, средства, заработанные заводами и фабриками, средства торговли и банков будут израсходованы на техническое перевооружение милиции, приобретение водометов и оборудование тюрем. Каждому законопослушному гражданину нужен будет охранник. А это тупик. А это уже будет другая Россия — наша Родина, но не наше Отечество.

Россия — особая страна. Исторически так сложилось, что нравственный закон, закон совести, у нас был выше закона государственного (закон, как дышло...). Это не значит, что русский (нынче модно, как бы чего стесняясь, употреблять слово «российский») человек не грешил. Грешил, да еще как, но никогда не стремился (не в характере) оправдать свой грех. Насколько грешил — настолько и глубоко каялся, потому что совесть мучила. Законом светским Россию не исправить, а по принуждению совести она сама выстроится.

Россия должна прирастать не только сибирскими нефтью и газом, но и высоконравственными инициативами и примером служения собственному народу...»

К сожалению, такую постановку архиважного вопроса наши новосибирские деловые люди зачастую воспринимают как наивный идеализм. Но мы, как ни покажется вам странным, сегодня считаем себя более рациональными материалистами, чем наша, безусловно, умная, грамотная и предприимчивая деловая элита. Мы сегодня волнуемся и заботимся о сохранении достатка (а значит, достатка нашего Отечества) и стабильности в обществе больше, чем рубльдержащие. Видимо, так и должно быть. Материалисты и идеалисты должны определить точку совместной опоры, для того чтобы наше общество опять не завалилось в какую-нибудь из сторон.

Необходимо объединить усилия всех на пути духовно-нравственного воспитания молодежи. Положительные результаты будут, если эти вопросы решать на уровне пятого национального проекта по Новосибирской области.