Предназначение таланта
В Новосибирске он получил аттестат зрелости. Окончил историко-филологический факультет Томского государственного университета. Работал в проектных, научно-исследовательских и учебных институтах. Был журналистом, редактором. Долгое время являлся одним из ведущих сотрудников и членом редколлегии журнала «Сибирские огни». Вот уже четверть века он член Союза писателей сначала СССР, потом России.
Свою литературную деятельность Горшенин начал в 1975 году, выступая с рецензиями и книжными обзорами в газетах «Советская Сибирь» и «Вечерний Новосибирск». А в 1978 году состоялся его критический дебют и в журнале «Сибирские огни». С тех пор А. Горшениным в различных изданиях страны опубликованы сотни статей, очерков, литературных портретов, обзоров, эссе, рецензий. Его имя знакомо читателям многих столичных и провинциальных журналов, альманахов.
Героями произведений Алексея Горшенина становились такие широко известные писатели как В. Астафьев, В. Распутин, С. Залыгин, Г. Марков, С. Сартаков, Вас. Федоров, Е. Стюарт, И. Лавров, Н. Самохин и другие. Уже один этот перечень говорит о масштабе деятельности критика. В то же время Горшенин ввел в общероссийский литературный контекст целый ряд талантливых провинциальных прозаиков и поэтов, чье творчество незаслуженно оставалось в столичной тени.
Открывались им и новые литературные имена. Не без его действенной помощи — критика, редактора, руководителя семинаров и совещаний молодых писателей ряда сибирских краев и областей — «стала на крыло» и рванулась к творческим высотам целая когорта начинающих авторов.
Алексей Горшенин всегда был критиком широкого идейно-тематического диапазона и постоянно держал руку на пульсе литературного процесса, весомо высказываясь в полемических и обзорных статьях по тем или иным проблемам (в первую очередь по важнейшей из них проблеме нравственного состояния современного человека в различных ее проявлениях), являя себя критиком остросоциальным и публицистичным. Его интересует отображение литературой современного обывателя и взаимоотношений мужчины и женщины, морская тематика и первопроходческие будни преобразователей Сибири, психология подвига в произведениях о войне и особенности творческого становления на излете социалистической эпохи нового литературного поколения...
Высказываясь о книгах Горшенина 1980-х годов, известный советский литературовед В. Перцовский отмечал, что их автор «четко фиксирует волнующую его проблему», «чувствуя важность данного общественного типа, критик стремится дать ему социальное объяснение», что «он владеет искусством художественного анализа».
Поднимал Горшенин и такую острую и животрепещущую проблему, как взаимоотношение столичной критики и литературной провинции, периферийной критики и столичных литературных изданий. Что это такое, критик из Новосибирска, долгое время сотрудничая с «Литературной газетой» и «Литературной Россией», знал не понаслышке. В статье «Глубиной живет Россия» Алексей Горшенин с горьким сарказмом пишет, что периферийные писатели, за исключением двух-трех имен, упорно не замечаются столичными «оценщиками», уверенными, что «чем дальше от столицы, тем хуже пишут», в то время как там, на периферии, «скрыт целый литературный материк», питающий российскую словесность своей энергией. А не замечаются в большой степени оттого, что столичные критики-снобы чураются черновой повседневной работы.
А вот ей-то как раз Горшенин всегда отдавал много времени и сил, уверенный в ее важности и необходимости. Различные отклики на книги и рукописи, предисловия и литературные напутствия, внутренние рецензии и т. д. могли бы составить у него отдельную и не менее интересную книгу.
Наверное, вполне естественно, что и магистральной темой Горшенина-критика и историка литературы стала литература и писатели Сибири. Не одно десятилетие трудится он на этой нелегкой ниве, создавая панораму сибирской словесности, в которой свое место находят писатели разных поколений — от прозаиков и поэтов времен минувших годов до современных авторов. Красноречивым тому подтверждением могут служить книги Горшенина «Беседы о сибирской литературе», «Абрисы» и др., которые, едва появившись, стали уникальными пособиями по истории сибирской литературы. Если первая — этакий «краткий курс» всей истории сибирской литературы, ее своеобразный «путеводитель», то вторая — небольшие по объему, но яркие и живые очерки о современных поэтах-земляках.
В них масса ценной и полезной информации, интересных деталей из жизни и творчества сибирских писателей. Они дают весьма цельное представление о сибирской литературе двадцатого столетия, создают своеобразный ее портрет. Причем о вещах подчас достаточно сложных писатель говорит здесь просто и доступно. Книги пронизаны личностной авторской интонацией и даже не свойственным для такого рода литературы лиризмом. (Впрочем, следует отметить, что работы Горшенина всегда отличались эмоциональной окрашенностью и беллетристической легкостью стиля.) Книги, подобные «Беседам...» и «Абрисам» в первую очередь просветительские, и сегодня они как никогда актуальны, необходимы и важны, особенно в плане укрепления и развития региональной литературы и культуры, а потому и востребованность их читателем будет только возрастать.
Активную деятельность по пропаганде сибирской литературы Алексей Горшенин вел и ведет и вне печатных страниц, проводя беседы в школах, встречается с читателями в библиотеках, выезжая с выступлениями в сельские районы. А в 1990 годах в качестве одного из ведущих популярной тогда литературно-просветительской программы «Слуховое окно» на ГТРК Горшенин несколько лет в еженедельных радиоэфирах представлял сибирскую литературу в различных ее ипостасях.
Впрочем, творчество Горшенина не ограничивается литературно-критической деятельностью. Ему не чужда острая публицистика. Он обращается к истории родного города, его предприятий. Горшенин — один из основных авторов таких капитальных изданий, появившихся в последнее время, как «Вековой путь на службе отечеству» (об истории Западно-Сибирской железной дороги), «История промышленности Новосибирска», «История Новосибирска». А с очерком «Основатели» Горшенин стал лауреатом проводимого «Советской Сибирью» конкурса «Лица сибирской столицы».
Небезуспешно занимается Алексей Горшенин и прозой. Есть у него рассказы, иронические миниатюры (часть их вошла в последнюю книгу писателя «Черный понедельник»); есть полная трагизма повесть «Несовпавший» — своего рода социальная метафора, преломляющая жизнь российского общества на пороге третьего тысячелетия; есть веселая, но поучительная и также с намеком на нынешнюю действительность повесть-сказка «Друзья и враги кота Демагога». Все они вызывают неподдельный читательский интерес. В них Горшенин предстает весьма самобытным художником со своими видением, образностью, языком, не позволяющими его спутать ни с кем другим.
Вот уже три десятка лет Алексей Горшенин, отдавая все свои силы и талант, преданно и плодотворно трудится во благо сибирской литературы и культуры, не давая зарасти ей травой забвения, в каждой новой своей работе убедительно доказывая, какой мощный духовный заряд она с собой несет. И эти усилия не остались незамеченными. В 2005 году литературная и культурно-просветительская деятельность Горшенина была отмечена премией губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства. Алексею Валериевичу Горшенину исполняется 60 лет, половина из которых была отдана сибирской литературе и культуре. И остается только пожелать, чтобы благородное и ревностное им служение продолжалось.