USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Врач и милосердие неразделимы

Наталья КРИВЯКИНА. Фото автора.



Поэтому, когда мне сообщили о награждении серебряной медалью «За милосердие», учрежденной международным благотворительным фондом «Меценаты столетия» и общественным благотворительным движением «Добрые люди мира», я была в растерянности, в шоке. Даже коллегам еще не говорила. Вот вы пришли, а они удивленно спрашивают, по какому поводу такой интерес со стороны журналистов. И не знаю, как рассказать, ведь, если честно, такие медали надо давать каждому доктору. Настоящий врач и милосердие — понятия неразделимые».

О том, что она будет врачом, Наталья Юрьевна знала с самого детства. Еще в четыре-пять лет кукол лечила. Да и мама, Галина Ильинична, настраивала — только медиком, и никак иначе. Она и сама хотела стать врачом. Но… война, потом тяжелое послевоенное время… Однако от мечты не отказалась — всю жизнь работала в больнице, да и среди подруг все больше врачи и медсестры. Так что дочь настраивала с пеленок — учись! Вспоминает Наталья Юрьевна сейчас свой школьный выпускной бал. Вот она в нарядном платье идет среди других десятиклассников и вдруг замирает, пораженная внезапной мыслью, показавшейся жуткой до оторопи: а вдруг она не поступит в медицинский? Что тогда? Ведь ни о чем другом даже думать не хочется! И этот страх жил до самых экзаменов, пока все не сдала и не выяснила — поступила! Сразу же определилась и с направлением — педиатрия. Но одно дело — выучиться, другое — научиться быть хорошим врачом. И здесь без настоящих наставников не обойтись. Наталья Григоревская с благодарностью вспоминает Елену Петровну Эткину и Людмилу Прокопьевну Шунько — врачей от Бога, тех, кто помогал в первые годы трудовой деятельности. А вообще Наталья Юрьевна считает, что учиться надо всегда: на ошибках, на достижениях, на примерах коллег.

После окончания института Наталья Юрьевна полтора десятка лет отработала участковым педиатром в искитимском микрорайоне Ложок. Здесь ее знают все: и ребятишки, и взрослые, которые сами недавно были детьми и теперь уже по привычке с каждой проблемой своего малыша бегут только к ней, зная, что она никогда не откажет в помощи, никогда не пожалуется на нехватку времени или перемену места работы. Такой уж она человек. Да и микрорайон Ложок отдален от самого города, поэтому по соседству живущий врач всегда оперативнее «скорой». Однажды 31 декабря в половине двенадцатого ночи, когда уже и за стол пора бы садиться, позвонила расстроенная, испуганная женщина: у сына судороги, что делать — не знаем. Наталья Юрьевна собралась и побежала, оказала помощь, успокоила родителей, дожидаясь приезда фельдшеров. Но Новый год тогда встретить с семьей все же успела.

— Я бабушек или дедушек могу не понимать, — рассказывает Наталья Юрьевна. — А ребятишек — любых, в любом возрасте, от грудничков до тех, что скоро уже сами станут родителями, понимаю. Я зайду, положу на ребенка руки, посмотрю его — и мне все становится ясно. У мамы может быть паника, у бабушки еще большая паника, а мне все понятно.

Почти тогда же, сразу после института, Наталья Юрьевна стала подрабатывать на «скорой помощи» и очень скоро выяснила, что работник неотложки — это не профессия, это образ жизни. Если врач не ушел сразу же, после первых же дежурств, то он не уйдет никогда. Сами медики объясняют это просто — адреналин! Когда ты лечишь больного и у тебя получается, тем более когда спасаешь человека от неминуемой, казалось бы, смерти — получаешь такую дозу адреналина, что без этого уже не можешь обходиться. Наталья Юрьевна помнит всех своих пациентов, которые ей обязаны жизнью. Помнит и тех ребятишек, кого спасти не удалось, кто умер, несмотря на все приложенные усилия.

Три года назад Наталье Григоревской предложили возглавить отделение «Скорой помощи», и она не отказалась, тем более что всегда считала: нельзя останавливаться на достигнутом. Тогда говорили: что ты делаешь? Ты знаешь, какие проблемы на себя взваливаешь?

Здание отделения находилось в ужасающем состоянии: потолок сыпался, пол проваливался, стены чернели разводами, диваны и кресла были с прорехами, условия самые экстремальные. Однажды случился и вовсе вопиющий случай: пациентка отказалась делать внутривенный укол в таких антисанитарных условиях. Наталья Юрьевна решила помещение полностью переоборудовать и отремонтировать. Пришлось стать прорабом. Неизвестно, на сколь долгий срок затянулось бы это, если бы не помощь руководителей искитимских предприятий. Они понимали, что «Скорая помощь» нужна всем, вне зависимости от возраста, социального статуса и места работы. А кроме того, Наталья Юрьевна с таким жаром взялась за работу, что не помочь было просто невозможно. Сейчас заведующая «Скорой помощи» с благодарностью вспоминает и Виктора Ивановича Иванова, и Артура Карловича Шота, и Анатолия Ивановича Чечина. Работа строилась на взаимопонимании и бескорыстии. Надо кирпич? На! Надо цемент? Пожалуйста! Хотя, рассказывая, Наталья Юрьевна смеется, наверное, никто не верил, что отделение удастся не просто подлатать, а сделать здесь буквально евроремонт.

— Мне говорили: ну и зачем тебе это? Не жалко ли будет, вдруг уйдешь, а вся эта красота останется другому? Я всегда отвечала: нет, не жалко! И никто ведь не ждал благодарности! Зато теперь посмотрите: и люди к нам приходят с удовольствием, и коллектив стал более организованным. Я всегда многого требую от себя и от подчиненных. А как я могла потребовать от врачей быть терпеливее и милосерднее, если им и отдохнуть-то между вызовами было негде. Сейчас работаем совсем по-другому, постоянно повышаем качество обслуживания, учимся, стараемся к каждому пациенту отнестись с уважением. Ведь зачастую люди ждут от нас не каких-то уколов или профессиональных навыков, а простого сочувствия.

Работа сотрудников «Скорой помощи» все больше и больше становится экстремальной. Это связано в первую очередь с ритмом и качеством жизни. Истории болезней зачастую напоминают криминальную хронику: ножевые и огнестрельные ранения, наркотические и алкогольные отравления, убийства. Поэтому приехавшего с вызова врача должны окружать тишина, уют, спокойствие. «Вот еще бы психолога в штат» — мечтает Наталья Юрьевна. И опять же не для экзотики или галочки, а чтобы повысить культуру обслуживания.

В искитимской «Скорой помощи» трудятся 60 медработников и 38 водителей. Автопарк постоянно пополняется. В этом году область обещала выделить реанимобиль. Его ждут с нетерпением. Сейчас в распоряжении медиков есть только бригада интенсивной терапии, которая и возит с собой все необходимое. А в реанимобиле будет современное оборудование, возможности для оказания экстренной помощи. В среднем искитимская станция вместе с филиалом в поселке Степном и бригадами Линевской больницы получает около 200 вызовов за сутки. Год назад Наталья Юрьевна Григоревская была на обучающем семинаре, проводил который Джерри Оуртон — генеральный директор станции «Скорой помощи» Ричмонда.

— Мы посмотрели слайды и послушали, какая «Скорая помощь» в Ричмонде, — вспоминает она. — У них это дом на колесах — наша мечта. Оборудование машины более совершенное. И что понравилось больше всего: каждая машина стоит в определенном квадрате, как если бы у нас в каждом микрорайоне было по бригаде. Если с вами плохо, то через две-три минуты помощь придет. Мы же по нашим нормативам должны выехать через четыре минуты после поступления экстренного вызова. Если это болезнь, температура, то мы обслуживаем в течение часа. А вот время доезда по Искитиму — 15—20 минут. Так что помощь приходит не раньше чем через четверть часа. Зато у нас квалификация работников, выезжающих на вызовы, намного выше. У них работают в основном парамедики, прошедшие обучение в объеме 140 часов. 90 процентов пациентов доставляются в больницы «Скорой помощи», а там работает уже врач. Главное для их бригад — привезти человека живым. Мы же в большинстве случаев работаем на дому. В больницы доставляем лишь в крайних случаях.

Как и у всех людей, бывают у Натальи Юрьевны выходные и отпуска. Каждое лето на протяжении уже не одного десятка лет она отдыхает… в детском лагере врачом. И родители всегда спокойны — дети в таких заботливых руках в безопасности. А вот выходные посвящаются еще одному любимому делу — спорту. Шейпинг, аэробика, лыжи и, конечно, парашюты. Наталья Григоревская уже имеет в своем активе двадцать прыжков с самолета АН-2, вертолета Ми-2 и воздушного шара. Это — психологическая разгрузка. Так страшно лететь, еще страшнее прыгать, а по приземлении понимаешь, что ты жив. Тут-то еще раз проявилось предчувствие, которым обладает Наталья Юрьевна. Раз едут на аэродром, она у инструктора спрашивает: «А что делать, если вдруг на колючую проволоку буду приземляться?», мужики посмеялись, а она ведь действительно на всем поле нашла-таки участок с проволокой и села прямо на него. В следующий раз вопрос был о коровах — в ответ опять смех… и стадо, в центр которого Наталья Григоревская и приземлилась. Эта интуиция в немалой степени помогает и в работе. Иногда диагноз не можешь с ходу поставить, но чувствуешь, что больной в тяжелом состоянии, и уже не отпускаешь его от себя.

В начале апреля в большом конференц-зале Дома Правительства состоялось награждение лауреатов Первой национальной премии «Добрый ангел», учрежденной международным благотворительным фондом «Меценаты столетия» и общественным благотворительным движением «Добрые люди мира». Участие в нем принимал и директор завода строительных материалов «Искитимский» Виктор Иванович Иванов, которому был торжественно вручен орден Серебряный крест «Меценат» за выдающийся вклад в дело процветания мира, за величие души и бескорыстную помощь. Кавалер ордена вернулся в Искитим с торжественной миссией — вручить медаль фонда «За милосердие» заведующей станции «Скорой помощи» Наталье Юрьевне Григоревской, а также ряд наград другим известным землякам.

— Эта медаль, сказала после награждения Наталья Юрьевна, — знак уважения ко всему коллективу районной больницы. У нас работают прекрасные врачи, опытные специалисты. Большой вклад в развитие медицины в Искитиме вносит главврач Алексей Алексеевич Кайгородов. На мой взгляд, он делает главное — заставляет стремиться вперед, не дает нам впасть в состояние покоя и удовлетвориться своей работой.

Работник неотложки — это не профессия, это образ жизни. Если врач не ушел сразу же, после первых же дежурств, то он не уйдет никогда. Сами медики объясняют это просто — адреналин! Когда ты лечишь больного и у тебя получается, тем более когда спасаешь человека от неминуемой, казалось бы, смерти — получаешь такую дозу адреналина, что без этого уже не можешь
обходиться.

Работа сотрудников «Скорой помощи» все больше и больше становится экстремальной. Это связано в первую очередь с ритмом и качеством жизни. Истории болезней зачастую напоминают криминальную хронику: ножевые и огнестрельные ранения, наркотические и алкогольные отравления, убийства. Поэтому приехавшего с вызова врача должны окружать тишина, уют, спокойствие.


На снимке: Наталья Григоревская.

Фотографии статьи
094-30.jpg