«Тележечники нам не конкуренты»
Запускалась в действие областная программа поддержки закупа сельхозпродуктов у населения, и Рядскому посчастливилось в нее попасть.
12 февраля 2004 года Владимир Рядский и его единомышленники зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью «Мясной Двор Баганский» — именно в таком написании он значится по документам.
— Собственных средств у нас не было. Составили бизнес-план, и благодаря фонду поддержки малого предпринимательства да с благословения областной администрации мы оформили и получили небольшой кредит. Пусть хоть и не все затребованные средства нами получены (1,5 миллиона рублей из 3,5 миллиона), но очень важная часть задуманного была сделана. На полученные деньги построили пункт промышленного убоя скота: и помещение подготовили, и оснастили его необходимым технологическим оборудованием, — рассказывает предприниматель.
На все ушло чуть больше года. Потребовалось, как это бывает, невероятное число согласований, но в мае 2005-го производственная база зарегистрирована в юстиции. Так у баганского «Мясного двора» появился скотоубойный пункт, позволяющий получать качественную продукцию. Разделка туш крупного рогатого скота, свиней, которая здесь проводится, ни в какое сравнение не идет с убоем животных в не приспособленных для этого помещениях.
— Мало того, что очень часто убой и разделка ведутся многими с грубым нарушением правил, так еще и перевозится мясо в какой-нибудь тележке. Ясное дело: тележечники нам не конкуренты. Да, есть еще сдатчики мяса, которые экономят на 37-рублевой ветеринарной справке, но они оказываются, извините, обдуренными на 300 — 500 рублей. Кто их обдуривает? Мелкие перекупщики. В отличие от тележечников мы требуем у людей документы, зато полностью честно рассчитываемся за купленный скот. Отдаем сдатчику все до рубля. И налоги платим исправно, поддерживая район, область, — говорит Владимир Рядский.
«Мясной двор» проработал год, не имея в обороте ни одной копейки собственных ресурсов и не найдя подходов к банковским кредитам. Предлагаемые заготовительным обществом материально-технические ресурсы банк в залог не принимает, да еще и требует особых условий отчетности.
Между тем коллектив пополнился и уже на 1 января 2006 года составлял 19 человек. Люди получают заработную плату. Увеличились объемы заготовок мяса.
Новую волну поддержки руководство «Мясного двора» видит в приоритетном национальном проекте развития агропромышленного комплекса страны. Правда, с оговорками. По мнению Рядского и его соратников, мало кто из предпринимателей и тем более владельцев личных подсобных хозяйств сможет осилить этот бастион — нацпроект, как его, я бы сказал, несколько пренебрежительно называет не только пресса, но и высокие правительственные чиновники. Уж слишком много требований в виде оформления довольно сложных документов надо выполнить, чтобы получить кредит в банке. Впору специальный штат иметь. А где он, в какой стайке-сарайке у мелкого предпринимателя или владельца личного подворья имеется?
Как мне показалось, Владимир Рядский — большой оптимист. Кредит банка под строку в национальном проекте еще не получил, но твердо верит, что и на этот раз, как в 2004 году с областной программой, станет редким спутником высоко летящей птицы счастья — на сей раз приоритетного национального проекта, пытающегося взять под свое крыло российское село.
А вознамерился предприниматель создать кооператив. И, можно сказать, уже создал. По крайней мере, название его есть.
— Позвонили мне по мобильному телефону: как, мол, назовете? Готов был взять название с потолка, но находился под открытым небом. Объяснил, что это будет первый в Баганском районе подобный коллектив. Так и решили назвать: «Первый сельскохозяйственный потребительский кооператив». Длинно звучит, зато все тут правильно, — улыбается Владимир Дмитриевич.
Формирует полный пакет документов в «Россельхозбанк». Старается все увязать. Здесь надо сказать, что приходится составлять бизнес-план, как минимум, на пять лет. Порой не знаешь, что будет завтра, а, будь добр, планируй, невзирая ни на какие препоны. Недаром молвится: взялся за гуж...
— Владимир Дмитриевич, вы первые в районе — не с кем и посоветоваться, — говорю Рядскому.
— Советуемся с Александром Габдуловичем Хабибулиным. Он мой заместитель. Ведем статистику и замечаем, что поголовье скота на подворье в районе сокращается. Поголовье свиней сильно уменьшилось. Этому виной и неправильная ценовая политика, и сложности кормообеспеченности. На то мы и создаем кооператив.
Будем заключать договоры с людьми, давать им средства, чтобы развивались личные подсобные хозяйства. «Первый сельскохозяйственный потребительский кооператив» буду возглавлять пока я сам, равно как и «Мясной Двор Баганский». Общество с ограниченной ответственностью заключит с кооперативом договор, будет перерабатывать производимую продукцию.
Сельскохозяйственный потребительский кооператив — самостоятельное юридическое лицо, у которого свой баланс. В нем коллегиальная форма правления. Председатель правления — должность на общественных началах. Деньги просто так даваться не будут. Человек может работать где угодно, но для членства в кооперативе он должен содержать несколько голов скота.
Планы немалые. Ожидается, что кооператив будет насчитывать порядка полусотни человек и что люди это будут ответственные, которым можно доверить и деньги, и корма, и технику, если потребуется. Индивидуально с каждым членом кооператива обсудят, сколько животных он сможет выращивать на подворье и какие средства, корма для этого понадобятся.
Ценно то, что предпринимательский тандем производства и заготовок мяса рождается не на пустом месте. «Мясной двор» уже имеет опыт закупа скота и первичной его переработки. Иногда из-за одного-двух животных приходится ехать километров за шестьдесят — в отдаленные села Красный Остров, Теренгуль, Саратовка, III Интернационал — к самой границе Карасукского района. Заготовители побывали во всех селах Баганского района, 98 процентов скота закуплено «Мясным двором» на подворьях.
Кооператив в первую очередь возьмет под свою опеку близлежащие к Багану села: Бочаниха, Гнедуха, Тычкино, Караси и некоторые другие. Там владельцы личных подворий могут опереться на общественные хозяйства. А потом, по расчету Владимира Рядского, настанет время двигаться в глубь района. В те села, где нет общественного производства, придется направлять технику — прежде всего помогать заготавливать корма.
Сейчас же первостепенное дело — получить банковский кредит, взяв за основу приоритетный национальный проект. Владимиру Дмитриевичу хочется как можно быстрее приобрести дополнительное оборудование — взять модуль для закупки молока, молоковозы, кормозаготовительную технику, чтобы это работало на благо людей. Если намеченного удастся добиться без больших проволочек, то уже в текущем году кооператив в силах заготовить 150 тонн молока, 300 тонн мяса в убойном весе (200 тонн говядины и 100 тонн свинины).
Можно было бы сказать: подождем — увидим. Но Владимир Рядский не из таких. Он не ждет. Он торопится действовать.
На снимке: Владимир Рядский — руководитель организующегося сельскохозяйственного потребительского кооператива.