Он не боялся принимать решения
Требовательный и душевный, резкий и сентиментальный, серьезный и веселый... Муха был разным, и люди до сих пор говорят о нем по-разному, но все, и друзья, и враги, едины в одном: определяющим в характере этого незаурядного человека было чувство высокой ответственности, он умел принимать смелые решения и отвечал за них в полной мере. Он излагал свои мысли четко и ясно, любил «резануть» правду, невзирая на высокие чины оппонентов или приятельские отношения. Оттого и терпел от судьбы удары, получал шишки и раны — но не ломал себя, не «перестраивал», упрямо шел и шел вперед.
Работать в команде Мухи — это многого стоило. В переломный период истории довелось Виталию Петровичу быть губернатором Новосибирской области. О той поре его бывшие коллеги, соратники до сих пор вспоминают, в большинстве своем, с чувством благодарности.
Александр Владимирович Тимошенко — один из таких. В 90-х он работал помощником председателя облисполкома, заведующим организационным отделом администрации области, начальником информационно-аналитического управления, заместителем главы администрации Новосибирской области.
Как известно, с отставкой губернатора резко поменялась и судьба его коллег — большинство их оставили свои должности одновременно с Виталием Петровичем. Команда есть команда. Но и в новом качестве они сохранили тот стиль работы — и это пользовалось спросом в деловом мире и государственных структурах. Многие соратники Мухи и сегодня занимают ответственные должности. Александр Тимошенко с 2001 года работает начальником управления по валютному контролю Министерства финансов России. Сегодня Тимошенко — руководитель Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу. Задача этой службы — построение государственной системы противодействия легализации преступных доходов, подрыв основ «теневой» экономики. Работа очень непростая.
— Криминал стремится использовать любую возможность легализации доходов от торговли оружием, наркотиками, проституции, краж бюджетных средств, — рассказывает Александр Владимирович. — Вбрасывая в экономику огромные денежные массы, криминальные дельцы нарушают естественную конкуренцию в кредитной сфере, промышленности, нанося ущерб честному бизнесу. Подобные тенденции существуют и за рубежом. В России принят закон о противодействии легализации преступных доходов, подписаны международные договоры о сотрудничестве в этой области. В этой системе сегодня задействованы многие государственные органы. Наше управление координирует их работу в Сибирском федеральном округе.
— Александр Владимирович, прошли годы, многое было переоценено заново. У вас не возникало чувства, что не все удалось сделать как надо на посту вице-губернатора?
— У каждого времени своя логика и свои герои. Да, не все, может быть, получилось, как хотелось того... Но это не было следствием лени или непрофессионализма. Мы работали честно, с доверием друг к другу, полной отдачей. И ценим это до сих пор. Сразу после ухода Виталия Петровича с должности губернатора у нас, бывших его коллег, сложилась традиция собираться вместе по случаю дня рождения кого-либо из нас. При этом взяли себе за правило: никаких политических дискуссий, общественных организаций — только общение для души. Виталий Петрович был очень радушный хозяин. Как он гордился первой редиской, выращенной на даче! Как любил проявить себя радушным хозяином! Но, знаете... Не хочу, чтобы у читателя из моего рассказа о Виталии Петровиче сложился идеальный, «розовый» образ государственного деятеля. Он, как неординарная личность, был намного сложнее любых трафаретных схем, со своими достоинствами и недостатками. И тем богаче, интереснее для жизни. Его широкая натура привлекала талантливых, смелых людей и пугала робких, более слабых характером.
Меня всегда удивляла и восхищала его способность быть максимально требовательным, даже жестким на работе, особенно когда он чувствовал, что человек может сделать больше, лучше. Он метал гром и молнии, если видел резервы в человеке, требуя их проявления. И вдруг охладевал, прекращал давать задания, если убеждался, что требовать бесполезно, подчиненный на самом деле «пуст». Никаких нотаций или «разносов» — просто молчание, отсутствие контакта... «Выпасть» из поля внимания Виталия Петровича — не было, кажется, хуже наказания. И этот же человек совершенно преображался при известии об успехе на трудовом фронте, готов был расцеловать победителя. В неформальной обстановке не было доступнее, понятнее и ближе его. Как он мог искренне радоваться успехам коллег! Он как никто доверял своим сотрудникам, предоставляя максимум самостоятельности в делах, рядом с Мухой молодые быстро набирались опыта, росли в карьере. А он смаковал каждый подобный момент, не жалел нам слов на комплименты — и нагружал делами и ответственностью еще больше... Таких людей в народе часто называют «батя» — определяя этим словом образ командира, друга и наставника.
Сегодня Виталия Петровича нет с нами, но традиция жива — мы часто собираемся вместе, вспоминаем дела минувших дней, как он учил нас видеть перспективу, принимать решения и отвечать за результат. Так родилась идея — к 70-летию со дня рождения Виталия Петровича Мухи издать его книгу.
По просьбам журналистов он несколько раз наговаривал на магнитофон свои воспоминания. Теперь, видимо, настал момент, чтобы они стали известны широкому кругу общественности — всем, кому довелось общаться с губернатором, работать вместе, обращаться к нему за разрешением житейских проблем или оказывать помощь другим людям.
— Это автобиографическое издание?
— Не совсем. На своей персоне Виталий Петрович не любил сосредоточиваться. Скорее это размышления руководителя крупного ранга о переломных моментах развития истории края, об участниках тех событий и последствиях. Воспоминания Мухи не потеряли актуальности и сегодня — он видел проблемы гораздо дальше, чувствовал жизнь больше.
Из тех людей, кто работал вместе с Мухой (среди них — Леонов, Тимошенко, Алаферовский, Нехорошков, Мороз, Шароглазова, Боков, Филатов и другие), образовался оргкомитет по изданию книги. 17 мая, в день семидесятилетия Виталия Петровича, планируется устроить презентацию его книги. Наша цель участия в этом проекте — чтобы люди знали и помнили историю развития родного края, тех людей, которые оказались по воле судьбы у истоков трудных перемен, и приняли на себя всю меру ответственности за принимаемые решения на любом уровне управления.
Как-то журналисты спросили у Мухи: «Виталий Петрович, что для вас государственная власть?» И он, улыбнувшись, сказал: «Это когда 365 дней в году тебя все ругают, когда невозможно быть положительным для всех. Сделал для ее эффективности много, а надо — гораздо больше, чтобы все люди жили лучше, и это правильно». А потом более серьёзно добавил: «Власть — это когда каждый день надо принимать решения, которые касаются огромного количества людей, их судеб и благосостояния. И когда не можешь найти решения — вот тут-то и начинаются муки власти. И так каждый день».
— Муху помнят как исключительно волевого руководителя, скорого на кардинальные решения. Такие руководители нравятся народу.
— Но при этом «за кадром» осталась его, подчас мучительная, работа над выбором решения — тщательно просчитывал, взвешивал каждый вариант. Он прекрасно осознавал всю полноту ответственности и за ошибку себя не щадил. Теперь могут сказать: «Эх, надо было сделать вот так». Так можно сказать, если не знаешь истории вопроса. Вот почему надо беречь нам свидетельства очевидцев событий. Книга Виталия Петровича Мухи в этом плане очень ценна. Она и сегодня будет полезна начинающему управленцу, студенту, да и всем остальным, кто родился и вырос в Новосибирской области и любит родную землю.
— Александр Владимирович, расскажите подробнее о презентации книги.
— Презентация ее состоится в Доме Ленина. По предварительной договоренности побывать на этом мероприятии планируют представители местной власти, губернаторы соседних областей, представители общественности Новосибирской области. Эта книга позволит нам еще раз почувствовать и оценить масштаб незаурядной, сильной личности. Нам всегда не хватает людей такого уровня.
Он, как неординарная личность, был намного сложнее любых трафаретных схем, со своими достоинствами и недостатками. И тем богаче, интереснее для жизни. Его широкая натура привлекала талантливых, смелых людей и пугала робких, более слабых характером.
Он как никто доверял своим сотрудникам, предоставляя максимум самостоятельности в делах, рядом с Мухой молодые быстро набирались опыта, росли в карьере. А он смаковал каждый подобный момент, не жалел нам слов на комплименты — и нагружал делами и ответственностью еще больше...