USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Парад доблести

Эльвира НОВИКОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



Но я достаю (не из широких штанин, как Маяковский, а из сумочки) краснокожий пропуск газетчика со специальным синим вкладышем для сегодняшнего дня. С ним путь для меня открыт.

На площади Ленина уже стоят «коробки» рот многочисленных военных подразделений.

Вот совсем рядом вытянулись в шеренгу мальчишки в черной кадетской форме. Штабс-капитан Александр Матвеев инструктирует своих подопечных. Оказывается, они «будут помогать милиции нести охранные функции». Чуть позже штабс-капитан рассказывает мне, что сегодня на площади самые лучшие кадеты: «Они весь апрель тренировались ходить строевым шагом».

Я ищу взглядом ветеранов. Честно говоря, на параде я не была лет 15. И сейчас понимаю, как заметно за это время поредели их ряды. Подхожу к одному из них. Полковник в отставке Борис Седлин, несмотря на годы, и сегодня сохранил воинскую выправку. Он улыбается: «Настроение бодрое».

Седовласый полковник Юрий Галата смеется: «Вот сейчас только до вас, — говорит он, — корреспондент местного телевидения подходил к Борису Александровичу и спрашивал, показав на грудь: «А у вас такие есть?» Сам Юрий Галата рассказал, что в 1945-м, когда закончилась война, учился в шестом классе. В то время все пацаны мечтали быть военными. Сегодня грудь полковника украшают два ордена Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, орден Полярной звезды, которые он получил за испытание авиационной техники в сложных метеоусловиях.

Мне с высокого мраморного поребрика видно, что Красный проспект — от фонтана в Первомайском сквере до домов, что напротив Дома быта, — заполнен людьми, которые стоят в ожидании парада. Праздник Победы для многих очень важен. И настроение у новосибирцев праздничное.

9 часов 40 минут — на площади выстроились духовой оркестр и рота барабанщиков. Народ тоже прибывает. На мраморном парапете передо мной уже теснятся не меньше десяти маленьких детей — от четырех до семи лет. Они стойко ждут начала. «Еще 15 минут… 10 минут, пять…»— оповещают их родители, которые остались за барьером.

Солнце сегодня особенно ласково, оно ощутимо припекает, хотя на черном табло, что на здании мэрии, лишь плюс восемь градусов. Видимо, небесная канцелярия решила сделать в честь праздника новосибирцам свой теплый подарок. Спасибо.

9 часов 56 минут. Появляются два черных автомобиля — «Волги» с открытым верхом с генералами.

10 часов. В мегафон раскатисто раздается команда: «Ра-а-авняйсь, сми-и-рно!» Черная «Волга» подъезжает к ветеранам. Командующий 41-й общевойсковой армии генерал-майор Александр Галкин зычным голосом здоровается и поздравляет с 61-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Ветераны не слишком громко, но дружно отвечают. Потом «Волга» двигается дальше, подъезжает к участникам локальных войн. Их громкое «ура!» уже разносится по всей округе. Автомобиль движется вдоль строя пограничников, моряков, кадетов, спецназа и других войск.

После поздравлений короткая речь генерал-майора Галкина: «Мы благодарны ветеранам, — произносит он. — Почти все они в этой войне смогли превзойти человеческие возможности... В борьбе с захватчиками сплотились разные народы… Боевой путь сибирских дивизий — путь доблести и славы, патриотизма и самоотверженности…»

Звучит Гимн России, слышны орудийные залпы. Малыши, что стоят впереди, вытянулись в струнку. А солнечные лучи зажгли огнем медные трубы оркестра, и от этого пылающего света на них больно смотреть. Двинулась рота барабанщиков. Они, отбивая дробь на своих белых барабанах, чеканят шаг.

Вот уже звучит «Славянка». Вдруг в небо дружно взмывают разноцветные шарики. «Ой, как здорово!» — радуются ребятишки.

Тем временем по площади идут ветераны. Народ приветствует их, дружно и громко хлопая. За ветеранами — участники локальных войн в Афганистане, Чечне. Им тоже хлопают. Следом шагают казаки с шашками, а потом в черной форме — кадеты и другие войска.

«Вон смотри — наши ребята», — говорит молодой мужчина другому. Чуть позже старший лейтенант Юрий Пичугин признался мне, что не мог усидеть в этот день дома: «Я сам в 2003-м здесь, на площади, стоял. Для участия в параде отбирают самых лучших. Учитываются еще и внешние данные — чтобы все были рослые и крепкие».

Мимо нас, показывая военную выправку, шагают моряки, спецназ, школа милиции… «Молодцы, — вслух одобряет их седовласый плотный мужчина, — есть воинский дух!»

10 часов 33 минуты. Все воинские роты оставили площадь и двинулись по Красному проспекту. «Жаль, что перестали на парад выводить технику», — вздыхает парень в кепке…

Металлические ограждения отодвинуты, и народ разноцветной волной хлынул в проходы между ними. На лицах — улыбки, в руках у многих — рвущиеся в небо гирлянды разноцветных шариков. Прямо у постамента памятника Ленину собралась живописная группа представителей разных религиозных конфессий — священники Русской православной церкви, представители мусульманства, раввины. Ах, как жаль, что у меня нет фотоаппарата, чтобы запечатлеть этот кадр!

Протоиерей Александр Новопашин любезно говорит мне, что сейчас представители конфессий все вместе поедут на монумент Славы, чтобы возложить цветы. «Праздник этот святой, — продолжает он, — который не знает никаких политических разногласий, он освящен кровью».