USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Отцам поклониться

Мария ПАВЛЕНКО. с. Бурмистрово.



Так и жили мы в неведении, где сложил голову наш отец, с мечтой о том, что, если бы знали, где погиб, съездили бы хоть холмику над могилой поклонились.

Военкомат больше ничего не сообщал. Только в 2003 году мне случайно попалась газета «Советская Сибирь» за 23 ноября 1991 года, где содержались сведения о без вести пропавших военнослужащих 150/22-й гвардейской стрелковой дивизии, добровольцах-сибиряках, воевавших под городом Белым. Напечатано было 700 фамилий, в том числе и моего отца, Александра Степановича Нестерова.

Большое спасибо, низкий вам поклон, а также курсантам военно-патриотической школы «Десант», которые отыскали место гибели наших отцов.

С газетой в руках я поехала в военкомат, где мне ответили, что о гибели отца в военкомате теперь есть новые данные, и выдали мне извещение № 85 от 5.02.04. Он погиб в декабре 1942 года у села Дубровка Бельского района Тверской области.

Я написала письмо в Бельский военкомат. Мне ответили, что Александр Степанович Нестеров захоронен в деревне Плоское в братской могиле. Там стоит мемориал славы воинов-сибиряков. Рядом имеется часовня-обелиск, соединяющаяся тропинкой с братской могилой.

Нас в Белом очень хорошо встретили. Какие там люди доброжелательные! Заместитель главы администрации Анатолий Анатольевич Хатаев рассказал нам, какая у них программа проведения праздника. Это было прошлогоднее 60-летие Победы. Главное событие, конечно, — перезахоронение останков, найденных организацией «Поиск» из Бердска. Встреча с ветеранской организацией города Белого. Концерт, посвященный освобождению Белого. Презентация книги «Вклад сибирских дивизий в Победу под Сталинградом» и так далее. Для посещения места гибели наших отцов (с. Дубровка, с. Климятино) нам выделили «Волгу».

Жители-очевидцы рассказывали о том, что им пришлось пережить, о своих впечатлениях, как воевали сибиряки. Рядом с мемориалом, по их словам, расположена долина смерти, по которой кровь текла рекой, а трупы солдат лежали в три наката, самолеты шли на таран немецких самолетов, горели земля и небо. Сибиряки стояли насмерть.

По долине протекает река, из которой до сих пор скотина воду не пьет. И до сих пор там ни рожь, ни пшеница не растет (обо всем этом сообщила Зоя Федоровна Грицаненко, жительница Белого).

Побывав на бельской земле, на месте захоронения своих отцов, мы с благодарностью вспоминаем жителей Белого. Слезы и сейчас подступают к горлу. То ли от горя, что мы не помним лиц своих отцов, то ли от того, что знаем, где лежат они, но ничего изменить нельзя. Только жаль, что нет фамилий бойцов на мемориале.